Анжелика Гуденко
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС до
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть :
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в дошкольной разновозрастной группе детского сада, учитывались следующие принципы:
1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
2. Для развития самостоятельности среда должна быть вариативной, состоять из различных центров, которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).
5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел.
7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм.
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и т. д.). Все предметы должны быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают :
- центр сюжетно- ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Полиция», «Больница»);
-центр сенсорного развития;
-центр конструирования;
- центр природы и экспериментирования (наблюдений за природой, проведение опытов);
- центр художественного творчества;
-центр математики;
- речевой центр;
- центр музыкального развития;
- центр физического развития;
-центр патриотического воспитания;
-центр театральной деятельности;
- центр книги;
- центр безопасности.
В каждой группе есть паспорт предметно-пространственной развивающей среды, в котором перечислены центры, оборудование и материалы и колонка для отметки, что необходимо приобрести, дополнить центр.
Так же мы хотели представить опыт наших коллег из г. Тимашевск, которые показали в презентации, как было у них до модернизации и как стало сейчас.