Татьяна Филиппова
Интеллектуальное развитие средних и старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальных способностей в игровой, познавательной, речевой и физической деятельности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Поэтому в своей работе развиваю интеллектуальные способности детей через экспериментальную, игровую деятельность и формирование коллекций. Эффективный метод работы – это поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Целью моей работы является – развитие у детей познавательного интерес, наблюдательности и способность к самостоятельному экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При организации поисковой деятельности на прогулке, использую разные формы: наблюдение, беседа, рассматривание, опыты
Наблюдая осенью, мы рассматриваем и сравниваем листья с разных деревьев, а потом, собирая их, создаем гербарий или используем как природный материал.
Зимой, рассматривая снежинки разной формы, мы узнаем о количестве лучиков у них, и почему скрепит снег под ногами. Так как лучики у снежинок ломаются, и мы слышим хруст. Придя в группу, пробуем вырезать снежинки из бумаги с разным количеством лучиков.
Весной, рассматривая сосульки, мы говорим о разном состояние воды и самостоятельно проводим опыты с водой.
Летом в жаркие дни мы наблюдаем за испарением воды, а потом, изучая «Круговорот воды в природе» дополняем полученные знания.
Данная деятельность развивает у ребенка любознательность, самостоятельность, и креативное мышление.
В среднем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование. Детям интересны опыты, в которых они проводят действия, учатся задавать вопросы и пытаются сами найти на них ответы.
Для этого у меня разработан перспективный план экспериментальной деятельности по неживой природе и картотека опытов. А так же представлены карточки с алгоритмом простейших опытов. В процессе детского экспериментирование дети знакомятся с окружающим миром, получают знания об изучаемых объектах и предметах и у них развиваются интеллектуальные процессы.
Для этого в группе созданы условия для экспериментирования - небольшая мини – лаборатория с необходимым оборудованием. При создании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• возрастные особенности детей
• доступность расположения
В мини-лаборатории имеется разнообразное оборудование:
• Различные приборы: весы, увеличительные и цветные стекла, магниты, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, камни
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Детские фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Дневники для фиксирования результатов
Дети с удовольствием обследуют разные объекты и предметы, познают их свойства, учатся самостоятельно анализировать, выделять сходство и различие предметов, делать выводы и отражать их в речи. Для развития мыслительных процессов детей собрана подборка дидактических игр по неживой природе, которые направлены на развитие сенсорных эталонов и закрепление знаний об объектах неживой природы. Игры с камнями интересны детям, так как их можно потрогать, рассмотреть и даже разрисовать. Они развивают у них память и внимание. Чтобы дети лучше усвоили разное состояние воды используем игры с карточками –подсказками на которых изображено разное состояние воды. Игры с воздухом интересны детям своими действиями, которые они выполняют, когда дуют в шарик или на ветрячек.
В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает больший интерес к исследованию. С возрастом опыты усложняются, дети способны сами найти ответы на трудные вопросы, так как у них есть уже запас знаний. Выполнить опыты детям помогают схемы, которые они рассматривают и изучают, а потом самостоятельно проводят опыта, а конечный результат фиксируют в «дневнике результатов». Чтобы дети смогли провести опыты без ошибки, предлагаю карточки- алгоритмов, которые помогают не пропустить этапы опыта, запланировать свои действия и последовательно их провести. Для этого создана картотека «Схемы опытов», «Картотека опытов для старшего дошкольного возраста» по неживой и живой природе. А опыты с объектами неживой природы представлены в виде карточек –таблиц, это помогает при проведении опытов использовать одну карточку.
Экспериментирование может использоваться в разных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольника. Детям нравятся занятия, на которых они вместе с воспитателем совершенствуют свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Вовлекая детей в краткосрочные проекты, активность ребенка повышается, и он в конце проекта может самостоятельно записать выводы и проводить опыты вместе с родителями дома.
В экспериментальной деятельности у детей развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Развивая логику и творческие способности, детям предлагаю игру «Магический квадрат», который они могут использовать для разных вариантов игры: «Крестики-нолики», «Придумай узор» и др. В этом возрасте мы знакомим детей с символами разного состояния воды и для этого предлагаю поиграть в игру «Загадочные человечки», которая помогает обучить детей элементам моделирования. Учит строить модель любого конкретного предмета: модель стакана с соком, модель пара и т. д.
При формировании коллекции у ребенка развивается познавательная активность, формируются накопленные знаний и способность к творчеству. Чтобы расширить у ребенка интерес к камням мы вместе с детьми собирали разные камешки и из них формировали коллекцию, которая расширяется и пополняется постоянно. Дети с большим удовольствием проявляли желание что-то делать с материалом коллекции. Они использовали их для обследования, для сбора информации об ценности камней, для игры и в художественной деятельности. Крупные камни дети раскрашивали разными узорами, чтобы узнать вес камней даже взвешивали их, а познавательную информацию дети получали из альбома о драгоценных камнях. Своей активностью дети заразили и родителей они помогали собирать не только камешки, но интересную информацию о драгоценных камнях и участвовать в создавать альбома.
Подводя итог работы можно сделать вывод о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их на активную познавательную деятельность, мы способствуем развитию интеллектуальных процессов у детей через экспериментальную деятельность.