Екатерина Сухинина
Гендерный подход в организации физкультурной деятельности в средней группе. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности.
Публикация «Гендерный подход в организации физкультурной деятельности в средней группе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности.
Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка.
С дошкольного возраста необходимо формировать соответствующее гендерное поведение мальчиков и девочек как на занятиях по физической культуре, так и в освоении навыков ЗОЖ, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы. В нашей средней группе разработан и реализован образовательный проект «Гендерный подход в организации физкультурной деятельности».
Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации детей среднего дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития с учетом половых особенностей.
Задачи:
1. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.
2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками в процессе двигательной деятельности.
3. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.
Структура наших занятий традиционно состоит из трё х частей: подготовительной, основной, заключительной. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов стал принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.
Методические приемы
для учета половых особенностей дошкольников
на физкультурных занятиях :
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики выполняют отжимания, а девочки – приседания).
2. Различия в дозировке (например, девочки делают упражнение 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения).
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий ( девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.)
10. Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
12. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:
• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения.
• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Помимо стандартных занятий, проводятся различные эстафеты, игры, спортивные мероприятия, с учетом гендерного подхода. Мною был проведен спортивный праздник «Спартакиада 2015», где явно прослеживается процесс гендерной социализации детей в сфере физического воспитания.
Выводы ученых
о физическом развитии детей дошкольного возраста
(О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский Д. Еремеевой, Т. П. Хризман).
Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками :
половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны по объему — более значимы, по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков).
Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково.
Необходим дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания.
Таким образом идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развивается представление детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
Организация взаимодействия с учреждениями спорта по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста на основе гендерного подхода.
Мы активно сотрудничаем с другими детскими садами, обмениваемся опытом. Делимся успехами и ценным советами. Создали проект «Мир малышей» и план реализации мероприятий на учебный год. С помощью него мы можем наблюдать, как протекает жизнь в другом учреждении и делится своим опытом.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты.
1. Изменилось отношение детей к занятиям физкультурой.
На занятиях я дифференцирую нагрузку для девочек и мальчиков, подбираю разное оборудование и инвентарь, учитывая физические и психологические особенности девочек и мальчиков.
В настоящее время 90% девочек и 100% мальчиков с удовольствием занимаются физкультурой.
2. Гендерная идентичность и гендерная устойчивость у детей формируется легче и быстрее.
3. Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками.
4. Изменилось социальное поведение мальчиков.
5. И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности.
В процессе формирования личности ребенка педагог должен учитывать все его особенности, в том числе и его пол. Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников в процессе физического воспитания позволил мне добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой ребенка
Я думаю, что наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.