Юлия Степанова
Круглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог-психолог Степанова Ю. В.
Цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания, понять проблему полоролевого воспитания.
Задачи:
• узнать, как создать оптимально насыщенную и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;
Публикация «Круглый стол с педагогами „Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;
• поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.
Приветствие
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми. Слайд №2 (обсуждение)
Основная часть круглого стола
Ведущий: - Наш сегодняшний круглый стол посвящен вопросам гендерного воспитания дошкольников,
- Давайте выясним, знаете ли вы, в чем разница между половым воспитанием и полоролевым (гендерным? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.
Воспитатели совещаются 2 минуты и дают определения.
(затем показывается слайд номер 3)
Ведущий:
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер — социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей.
Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское — курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол — мужской. Л. П. Бочкарева трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайт №7
Вопрос педагогам : Как вы думаете, важно ли воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?
Высказывания воспитателей.
Актуальность плоблемы. (слайд №8)
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.
Ведущий: -
1 Во всем мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
2 Гендерное воспитание в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от этого напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Слайд №9
Слайд №10
Формирование гендерных ролей
1 Роль семьи.
(Слайд №11)
2 Роль сверстников
(Слайд №12)
3 Детский сад,школа, учебники и гендерные роли
(Слайд №13)
4 Телевидение и гендерно-ролевые стереотипы
(Слайд №14)
Ведущий: а Вы, как воспитатели, что можете сделать для формирования гендерной идентичности?
Сейчас вы попытаетесь изменить форму высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка.
Например, «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».
Предлагаю вам изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Надо девочек защищать».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».
Воспитатели выполняют задание.
Ведущий: - Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
- Роль взрослого заключается в том, чтобы направить усилия детей на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен осуществляться тщательно. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?
- Предлагаю вам такое Задание. В коробке несколько предметов. Выберите предмет и придумайте, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику (корабль, самолет, веревка, кастрюля, больничный халат, автомобиль)
Выполняют задание.
Закрепление полученной информации, «мозговой штурм».
«Какие качества необходимы будущим мужчине/женщине»
Цель — выявить и обогатить знания воспитателей о позитивных качествах мужественности и женственности.
Воспитатели выполняют задание.
А теперь хотелось бы побеседовать с вами о стереотипах, связанных с гендерным воспитанием.
Я буду зачитывать стереотип, вы - комментировать.
Стереотип 1. Девочки послушнее мальчиков. На самом деле, если девочки и послушнее мальчиков, то только в раннем возрасте. И если продолжать навязывать такой стереотип дочери и дальше – в итоге мы получим совершенно безынициативное и безвольное существо, которое не сможет постоять за себя, особенно если агрессором будет выступать мужчина – ведь она девочка, а значит, должна быть послушна.
Стереотип 2. Девочки больше любят природу: различных животных и более склонны о них заботиться. Наука пока никак не подтвердила эту установку. Если и можно согласиться с этим стереотипом – то, в лучшем случае, если речь идет о детях 6-9 лет – да и то не всегда. Бывает и так, что большую заботу к больным, несчастным животным испытывает мальчик.
Если же следовать такой установке – то мальчик, действительно любящий животных, будет просто бояться своих проявлений нежности – и действовать абсолютно противоположным способом. А потом мы, конечно, искренне удивимся, откуда в нашем сыне столько злобы по отношению к щенку на даче, и зачем он привязал к хвосту котенка консервную банку?
Стереотип 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят логически. Это абсолютно неверно. На самом деле способность решать сложные задачи и мыслить логически никак не зависит от пола ребенка. Действуя таким образом, мы в очередной раз подчеркиваем превосходство мальчиков над девочками.
Стереотип 4. Мальчикам легко даются точные науки. На самом деле такой зависимости нет и никогда не было. Все зависит только от того, куда подтолкнуть ребенка – а обычно мальчиков как раз толкают к математике-информатике-физике, а девочек – к русскому языку-литературе-танцам. А теперь представьте, как тяжело приходится девочке, обладающей способностями к точным наукам, которой все вокруг говорят, что это «не женское дело»? Как Вы думаете, насколько велика вероятность, что она, поддавшись всеобщему давлению «зароет» свои таланты?
Cтереотип 5. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Если мальчики когда-то и становятся агрессивнее девочек, то это в 2-3 года, когда у ребенка происходит формирование устойчивых черт личности и он стремится к самоутверждению. На самом же деле агрессия может проявляться как у девочек, так и у мальчиков. А внушение детям такого стереотипа приведет только к тому, что агрессию в свою сторону девочка будет воспринимать как должное, а мальчик будет считать нормальным явлением приступы своей агрессии.
Стереотип 6. Девочки более спокойны, а мальчики – активны. Зависимости активности от пола ребенка исследователи не замечали. Такой стереотип могло сформировать то, что мальчики чаще дерутся в детском возрасте, а девочки обычно ведут себя тише. Но это не значит, что девочки не могут заниматься спортом или сплавляться на байдарках, а мальчики не в силах сидеть дома за роялем или книгой.
Стереотип 7. Девочки ласковее мальчиков. На самом деле, порой мальчикам нужна забота и ласка не меньше, чем девочкам. Кроме того, мальчики тоже способны дарить ласку, другое дело, что им не всегда дают такую возможность. Поэтому в более старшем возрасте мы получаем угрюмых, грубых мужчин и разочарованных женщин. Но есть в этом стереотипе и рациональное зерно – девочкам нужна, прежде всего, забота, а мальчикам – одобрение и поддержка. С этим будет связан следующий стереотип.
Стереотип 8. Под чужое влияние чаще попадают девочки. Этот стереотип не имеет под собой никакой научной основы. Практика показывает, что, напротив, мальчики больше зависят от мнения компании, что обязательно необходимо иметь в виду при воспитании сына.
Стереотип 9. Предприимчивость более развита в мальчиках. До переходного возраста разницы между мальчиками и девочками в предприимчивости нет. Но позже более сообразительными и активными становятся девочки. Поэтому родители, «бьющие по рукам» предприимчивую девочку или ждущие от сына активных действий, на которые он пока не способен, «одаривают» ребенка еще одним комплексом.
Дискуссия на тему: «Стереотипы в гендерном воспитании»
Ведущий: - На этом наш круглый стол практически завершен. Большое спасибо всем за плодотворную работу.
Последний вопрос: поможет ли то, о чем мы сегодня говорили, обсуждали, придумывали, в организации полоролевого воспитания в вашей группе?
Ведущий: - Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут счастливыми.