Дарья Фомина
Гендерный подход в составлении календарного плана
▼ Скачать + Заказать документы
Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» старшей группы.
Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе, прежде всего потому, что развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненных ролей, не может быть гармоничным без гендерно-ролевой социализации.
Публикация «Гендерный подход в составлении календарного плана» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Воспитатель должен знать, что недостатки формирования гендерных ролей приводят к нарушению половой и гендерной идентичности, а это, в частности, может причинить проблемы в будущем: в семейной жизни, в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола
При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т. к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
На одном из таких исследований стоит заострить внимание. С. В. Железнова, Т. А. Фалькова, И. В. Велиева считают главной задачей в работе с детьми – перестроение учебно-воспитательного процесса на основе гендерного подхода, иллюстрирующего личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком. В методическом пособии «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада», разработанная данными авторами, предложена карта «Критериев оценки гендерных проявлений дошкольников в разных видах деятельности» (таблица 1). Она призвана помочь педагогам дифференцировать детей на условные подгруппы в соответствии с гендерной типологией по их уровню психофизиологического развития, демонстрируемым способностям, личностным качествам. [1]
Таблица 1. «Критериев оценки гендерных проявлений дошкольников в разных видах деятельности»
1 Гендерный тип. Яркие андрогинные проявления, высокий уровень развития способностей и личности в целом
(Условно «одаренные дети»)
Основные общие характеристики личности
• Равномерное, на высоком уровне, развитие способностей (или некоторых, особенно ярко проявляющихся, яркие лидерские качества;
• Высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщениям, высокая работоспособность в процессе обучения к определенным направлениям деятельности;
• Отличная память, повышенная концентрация внимания, интерес ко множеству видов деятельности
Мальчики
• Интерес к удаленным предметам, к особенному, редкому;
• Способность следить за несколькими объектами, событиями сразу; острое чувство юмора;
• Ранняя речь, большой словарный запас, быстрое усваивание литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию;
• Высокие моторно-двигательные способности – танцы; богатое воображение, эстетизм, утонченность;
• Проявляет склонность к доминированию, требовательны, непостоянны, однако при этом чувствительны, заботливы, иногда пассивны
Девочки
• Конкретность мыслительной деятельности; быстрая реакция на смешное; интерес к практическим вещам, умеет сосредотачиваться на мелочах, тоньше различают видимое, слышимое, осязаемое;
• Очень ранняя речь (до года, большой словарный запас, речь эмоциональна, окрашена, быстрое освоение переносного смысла слов, нахождение метафор;
• Проявляет высокую моторную деятельность, способность любить мужские виды спорта;
• Интуиция, склонность к манипулированию, эмпатийность, решимость, высокая самооценка и чувство ответственности, независимость
2 Гендерный тип «Типичные девочки»
(девочки и мальчики)
Основные общие характеристики личности
• Равномерное, на достаточно высоком уровне, развитие способностей с возможным преобладанием художественных, музыкально-театральных способностей. Повышенный интерес к продуктивным видам деятельности, сюжетно-ролевой игре;
• Хорошо развитая речь;
• Двигательная деятельность во всех видах не вызывает затруднений;
• Способность принимать чужую точку зрения превалирует над отстаиванием собственной позиции, отсутствуют претензии на лидерство; повышенная эмпатийность, чувствительность к эмоциональным проблемам других, высокая тревожность; невысокий уровень соревновательности в двигательной деятельности
Мальчики
• Часто дружат с девочками, не склонны к лидерству;
• Склонность к пассивности, меланхолии, плаксивости, в практических ситуациях уход реакции на агрессию, обидчивость;
Девочки
• устойчивый интерес к художественным видам деятельности;
• способность общаться равномерно с большинством детей;
• умение самоорганизовываться, дисциплинированность
3 Гендерный тип «Типичные мальчики»
(девочки и мальчики)
Основные общие характеристики личности
• Равномерное, на достаточно высоком уровне развитие способностей с возможным преобладанием интеллектуальных, двигательных и недостаточно ярко выраженных художественных и музыкальных способностей
Мальчики
• Высокий уровень логического и проблемного мышления; низкая и неразвитая эмпатийность; средний и выше среднего уровень развития связной речи (становление речи не раньше 2-2,5 года);
• Проявление лидерских качеств в игровой и двигательной деятельности;
• Стремятся к отстаиванию своей точки зрения
Девочки
• Устойчивый интерес к конструированию, шахматам, шашкам, дидактическим играм интеллектуального характера;
• Выше среднего уровень развития связной речи, ей несколько недостает эмоциональности, красочности, полноты;
• Двигательные навыки проявляются достаточно ярко, любят соревноваться;
• Отсутствие яркой реакции на переживания других людей при ярких собственных проявлениях эмоций; проявление вербальной и невербальной агрессии; лидерские качества в двигательной и игровой деятельностях.
4 Гендерный тип «Недефференцированный гендер»
(или условно ситуационная группа)
Основные общие характеристики личности
• Способности во всех направлениях проявляются на среднем уровне, неравность эмоциональных реакций на ситуацию; память избирательна, логика слабо развита, интерес к определенным видам деятельности;
Мальчики
• Проявляют чаще «слабые» мужские качества;
• Речь мало выразительна, ситуативна, не умеют принимать решения в трудной ситуации; не склонны к рефлексии и объяснению своих чувств, эмоций;
• Двигательные навыки хорошо развиты, быстро запоминают и воспроизводят любые двигательные навыки;
• Часто проявляют трусость или чрезмерную осторожность; не претендуют на роль лидера в игровой деятельности, кроме подвижных игр; могут раскрываться в среде, где их принимают и любят безусловно; склонны подчеркивать недостатки других детей, отрабатывая таким образом собственные
Девочки
• Чаще проявляют «слабые» женские качества, неряшлевы в еде, одежде, в процессе продуктивной деятельности; замедленная реакция на смешное;
• Речь невыразительна, бедна эпитетами, литературными оборотами;
• Проявляют устойчивый интерес к бытовой, игровой и некоторым видам продуктивной деятельности, т. к. движения запоминают и воспроизводят хорошо;
• Чаще всего принимают чужую точку зрения, не умеют отстаивать свою; самооценка чаще всего снижена; поддаются постороннему манипулирования, очень внушаемы.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.
На основе данного подхода, предлагается образец календарного плана на один день, в соответствии с характеристиками гендерных типов. Составлен воспитателем Фоминой Д. А. (таблица 2)
Таблица 2. Календарный план на один день
Условные обозначения: ТД – типичная девочка, ТМ – типичный мальчик, УО – условно одареный
Непосредственная образовательная деятельность
Утро Утренняя гимнастика: «Мы едем, едем, едем». (Групповая, подгрупповая)
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге, закреплять двигательные навыки, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Включить упражнение на эмпатию «Поприветствуй соседа» для развития эмпатийности Феди Л. («типичный» мальчик)
-Предварительная работа с Денисом М. («Типичная» девочка): беседа «Машины на нашей улице». Цель: назвать различные виды транспорта, выделив наземный транспорт среди разнообразных видов транспорта. Закрепить правила дорожного движения.
(Индивидуальная деятельность) Дидактическое упражнение с Матвеем С. («Типичный» мальчик)«Потому что…». Цель: развивать умение строить связные высказывания (пример: автобус остановился, потому что…»)
Образовательная деятельность в режимные моменты
Формирование культурно-гигиенических навыков: умение детей правильно мыть руки перед едой, соблюдая последовательность.
Самостоятельная деятельность
Игра-драматизация по сказке «Как Незнайка катался на автомобиле». Цель: помочь распределить роли, вызвать у детей желание попробовать себя в разных ролях. Воспитывать артистические качества, желание выступать перед сверстниками. Поощрять юмористические проявления у Карины Н. (ТМ)
Взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
Предложить родителям консультацию на тему: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»
НОД
1. Познавательно-исследовательская деятельность
Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Обогащать активный словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Формировать самостоятельную творческую
деятельность детей. Развивать умение у Насти Ф. (ТД) отстаивать преимущества собственной работы.
Развивать связную, грамматически правильную речь
Формировать основы безопасного поведения в быту, позитивных установок к различным видам труда.
2. Изобразительная деятельности
Рисование транспорта с использованием геометрических фигур
Развивать мелкую моторику обеих рук
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Развивать умение видеть достоинства в своей работе и работе других у Димы М. («Типичный» мальчик)
Образовательная деятельность в режимные моменты
Предложить Андрею П. (ТМ) проблемную ситуацию «Как поступить, если ты будешь в лифте с незнакомым человеком» и поощрить его за полные яркие высказывания
Самостоятельная деятельность
Самостоятельное рисование, выбранного транспорта по собственной задумке
Прогулка 1
Наблюдение за разными видами транспорта. Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.
-Подвижная игра «Автомобили». Цель: объяснить правила игры, выполнять движения согласно содержанию игры.
-Инд. работа с подгруппой детей. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге на месте и с продвижением вперед, развивать ловкость.
Мотивирование Насти Ф., Юли Б., Насти Ч. («Типичные» девочки) перед началом упражнения, объяснение пользы физических упражнение.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Закреплять умение детей после прогулки развешивать одежду на батарею (по мере необходимости)
Самостоятельная деятельность
-Игры с выносным материалом
Вечер
Гимнастика после сна «Бодрящая»
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей.
Для ТД давать установку, повышающую самооценку и веру в свои силы.
Дидактическая игра «Один – много» Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (автобус – автобусы – автобусов). Обогащение словарного запаса Вани М. (ТМ)
- Индивидуальная работа по лепке «Машинка». Цель: развивать ручную умелость, мелкую моторику, воображение. Проследить, чтобы Полина Ш. («Условно» одаренная) выполнила работу аккуратно и качественно.
Образовательная деятельность в режимные моменты
-Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»
Цель: формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех, или иных ситуациях. Уделить особое внимание доказательности собственных утверждений, поощрить за это Митю А. (ТД)
Самостоятельная деятельность
- Сюжетно ролевая игра «Водители». Цель: обогащать и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать вежливость в обращении с Полиной Ш. в процессе общения «водитель-пассажир», «водитель –полицейский», поощряя за выдержку и терпеливость, корректность. Воспитывать уважение к труду водителя, полицейского.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Порекомендовать родителям ТМ проговаривать звуки р, л встречающиеся в названии наземного транспорта
Прогулка 2
Наблюдение за проходящим транспортом.
Цель: формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Предоставить возможность Феде Л. (ТМ) высказать по теме в первую очередь
-Подвижная игра «Автомобили». Цель: закрепить правила игры. Упражнять в умении быстро передвигаться парами, держа друг друга за локти. Выполнять действия строго по сигналу. Развивать коммуникативность у ТМ.
-Инд. работа «Сбей кеглю» Цель: упражнять в метании, развивать ловкость, глазомер.
Дополнительная подготовка Ксюши С. («Типичная» девочка) к метанию.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Совершенствовать умение детей наводить порядок в игровой комнате перед прогулкой, расставляя игрушки на свои места.
Самостоятельная деятельность
-Игры с выносным материалом
Список используемой литературы.
Железнова С. В., Фалькова Т. А., Велиева И. В. Гендерное воспитание дошклдьников в условиях детского сада / методическое пособие из опыта научно-практической деятельности ДС № 122 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. – Инноватика образования, 2008, С. 128