МААМ-картинки

Доклад на семинаре «Значение предметно-развивающей среды в жизни детей»

Татьяна Казьмина
Доклад на семинаре «Значение предметно-развивающей среды в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас.

Публикация «Доклад на семинаре „Значение предметно-развивающей среды в жизни детей“» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.

Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

• Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

• реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

• организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

• реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

(Приказ №1155 от 17 октября 2013 года

Зарегистрирован в МинЮсте 14 ноября 2013 года Регистрационный номер № 30384)

• В отличие от других стандартов, ФГОС ДО

не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

• Важным критерием оценки деятельности дошкольной организации является созданная предметно-пространственная развивающая среда.

Отличия:

ФГТ

к предметно-

развивающей среде

• вариативность

• полифункциональность

• трансформируемость

• информативность

• педагогическая целесообразность

ФГОС

к предметно-пространственной среде

• Насыщенность

• Трансформируемость

• Полифункциональность

• Вариативность

• Доступность

• Безопасность

Насыщенность

• соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы

• наличие средств обучения (в том числе технических)

• разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников

• экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)

• Трансформируемость

возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;

• Доступность

свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам;

• Безопасность

соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.

• Полифункциональность

возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает :

• наличие различных пространств (для игры, конструирования,

уединения и пр.);

• разнообразных материалов, игр, игрушек и

оборудования;

• периодическую сменяемость и появление новых предметов.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

• провоцировать ребенка на агрессивные действия;

• вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнры

• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывать у ребнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

• провоцировать ребнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, уголков, секторов, центров и т. п., для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

У нас в группах создаются различные центры активности:

«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

«Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• проявляет инициативность и самостоятельность

• уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим обладает развитым воображением

• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности

• проявляет творческие способности

• развита крупная и мелкая моторика

• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности

• проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

ЛИТЕРАТУРА:

О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марин

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

«Создание предметно — развивающей среды на участке детей старшей группы». Вид проекта: информационно – проектировочный – презентационный 1. Подготовительный Информационно – проектировочный 2. Основной Практический.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения.

Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей» Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты — социальный, предметный компонент природы.

Оформление предметно-развивающей среды в группе для детей от 3 х до 4 х летОформление предметно-развивающей среды в группе для детей от 3 х до 4 х лет В реализации принципов построения предметно-развивающей среды, а также для решения образовательных задач в групповом помещении.

Организация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детейОрганизация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют.

Построение развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию детей ОВЗ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52 Тема «Построение развивающей предметно.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые.

Влияние предметно — развивающей среды на речевое развитие детей.Влияние предметно — развивающей среды на речевое развитие детей. Влияние предметно – развивающей среды на речевое развитие детей. Загляни за створчатые двери В дом, где слышен звонкий детский смех. Пусть.

Значение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возраста Правильно организованная предметно – пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать положительную.

Значение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возрастаЗначение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Действия ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на семинаре «Значение предметно-развивающей среды в жизни детей»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 22:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на семинаре «Значение предметно-развивающей среды в жизни детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Казьмина (УИ 57007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД