Ирина Ивановна Конина
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)
Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые условия. Это, прежде всего, авторская развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован сенсомоторный центр «Развивай-ка!», который предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;
Публикация «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.
Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке тренажерами, пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. При активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
В сенсомоторном центре представлены различные материалы на развитие тактильных ощущений. Прежде всего, большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «Цыплята» (перебирание фасоли и гороха, рисуют пальцем, ватными палочками, зубочистками по рассыпанной манной крупе или муке, в сухом бассейне из гороха и фасоли находятна ощупь мелкие игрушки. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.
Большое место в нашем уголке занимает мини-музей, в котором собраны различные виды дидактического оборудования, например, многофунцциональные ширмы, музыкальное лото. Авторские дидактические пособия помогают нашим воспитанникам уточнять представления о свойствах материалов и предметах, из которых они сделаны.
При организации деятельности по сенсорному воспитанию, использую личностно-ориентированную модель взаимодействия индивидуальный подход, обязательно учитываю индивидуальные особенности и интересы детей. Очень важно увидеть в каждом ребёнке уникальную и талантливую личность. Особое внимание уделяется комфортному состоянию ребёнка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.
Для реализации задач сенсомоторного развития использую различные методы:
- игровые (дидактические игры на закрепления понятия формы, цвета, величины,
- практические (тактильное обследование предметов, экспериментирование; лепка, аппликация, конструирование,
- наглядные (рассматривание реальных предметов, игрушек, иллюстраций, наблюдения,
- словесные (беседы; использование художественного слова) .
Важным фактором в работе по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей. Для этого мы проводим игры-экспериментирования, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
Для развития сенсорных представлений использую как готовые настольно-печатные игры, так игры, которые изготовила сама («Найди цветок для бабочки», «Подбери шарфик к шапочке», «Разноцветные бусы», «Цветочная полянка», и др.) .
Для развития мелкой моторики рук детей использую игры-шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.
Для закрепления понятий «форма» и «величина» использую дидактические игры «Чудо-крестики», «Чудесный мешочек», «Найди фигуре дом» и др.
Сенсомоторное развитие в лепке связано со способностью детей создать зрительный образ своей будущей работы и умением воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец.
На музыкальных занятиях у наших воспитанников развиваются слуховое и зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Введение современных образовательных технологий, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий открывают широкие возможности в практической деятельности педагога.
Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития использую разнообразные формы работы: консультации, информационные листы, тематические выставки, Дни открытых дверей. На практикумах родители делятся своим опытом, показывают мастер-классы. Родители активно оказывают помощь в изготовлении пособий, тренажёров, приносят необходимые материалы и игрушки, экспонаты для музея.
Благодаря систематической и последовательной работе, взаимодействию со специалистами и родителями к концу каждого учебного года у воспитанников наблюдается положительная динамика в психофизическом развитии, в том числе и в формировании сенсорных представлений, прежде всего, представлений о цвете, форме, величине.
Проведённая работа по сенсомоторному воспитанию
- помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
- научила детей различать цвет предметов, сравнивать по величине;
-способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;
- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.
Представленная мною система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.