лариса Бурмистрова
Музыкально-дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Работая с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими общее недоразвитие речи, на музыкальных занятиях решаю сразу комплекс задач: развить голос, дыхание, чувство ритма, внимание, слуховое восприятие, мимическую мускулатуру, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование. Использую элементы логоритмики, музыкотерапии, психогимнастики, ритмопластики.
Публикация «Музыкально-дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Изучая пособия Т. Барднера, И. Ромазана, Т. Чередниковой, М. Чистяковой, Г. Волковой. где сочетаются коррекция речи с коррекцией двигательной сферы, использую в своей работе такие упражнения, в результате которых у детей снижается двигательная расторможенность, исчезает неуверенность и скованность, повышается эмоциональная устойчивость, положительная самооценка, развиваются коммуникативные навыки общения.
Не нарушая традиционную структуру занятия, систематически применяю музыкально-дидактические игры, которые развивают звыковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа, совершенствуют музыкальную память и вкус.
Накопив некоторый апробированный дидактический материал для работы с детьми, пришла к выводу, что его можно систематизировать и рекомендовать другим педагогам использовать на занятиях и в свободное время.
Упражнения на коррекцию двигательной сферы и пространственного ориентирования. Развитие внимания.
«Запретное движение»
Цель: Развитие двигательной сферы, координации движений, практики тактильных ощущений. Активизация внимания, формирование здоровых двигательно-динамичных стереотипов. Закрепление положительной самооценки и эмоциональной устойчивости.
Дети выполняют движения по типу «Эхо». Но на одно положение (например, руки на пояс) педагог накладывает запрет, и дети его пропускают. Упражнение постепенно усложняется:
*на запретное движение дети реагируют хлопком;
*вводятся 2-3 новых запретных движений (например, руки на пояс и руки вверх): при их появлении на первое дети реагируют хлопком, а на второе – топают.
«Кривое зеркало»
Цель: Развитие мимической мускулатуры.
Дети стоят лицом к педагогу, свободно по одному. Повторяют за педагогом движения в обратном порядке.
*Педагог поднимает брови вверх – дети хмурят брови;
*хмурит брови – поднимают брови вверх;
*надувает щеки – втягивают щеки;
*вытягивает губы вперед – улыбаются;
*поднимает голову вверх – наклоняют голову к груди;
*приседает – встают на носочки.
Упражнение на развитие голоса и дыхания.
«Инопланетянин У»
Цель: Развитие речевого, нижнедиафрагмального, дифференцированного дыхания; воспитание мягкой, низкой голосоподачи. Закрепление артикуляции гласных звуков. Развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей. Практика фонетического восприятия.
Педагог читает текст и показывает движения, дети повторяют их, сидя вокруг педагога.
1. Высоко-высоко в ночном небе горели большие звезды, - произносит педагог. (дети должны петь звук «а» свободно; руки поднять до уровня лица и раскрыть пальцы.)
2. и маленькие звездочки (звук «а» тянуть тихо, пальцы собрать в щепотку,
3. и пульсирующие звезды (звук «а» петь отрывисто; раскрывать пальцы и опять собирать их в щепотку,
4. На одной большой звезде (повторить п. 1)
5. жил маленький инопланетянин У (вторым и третьим пальцами правой руки «Шагать» по левой ладошке).
6. Он гулял по своей планете (звук «у» произносить в ритме движения: пальцами лев. руки двигаться по правому предплечью и наоборот).
7. Он обошел всю планету, ему стало скучно, и он глубоко вздохнул (произносить поочередно звуки «о» и «у» с грустной интонацией)
8. Он достал бинокль и стал смотреть на звезды (изобразить руками бинокль, смотреть в разные стороны и с закрытым ртом произнести звук «м»).
9. Он видел большие звезды, маленькие и пульсирующие (повторить п. 1-3).
10. Вдруг он увидел большую красивую звезду и восторженно воскликнул: «О-о! А-а! У-у!» (повторить эти звуки несколько раз)
11. Инопланетянин У побежал к своему кораблю (ладонями изобразить треугольную крышу, затем соединить локти; звук «у» произносить активно и быстро).
12. раскрыл его (издать звук «щ-щ-щ», постепенно раскрывать ладони,
13. прыгнул внутрь (быстро сомкнуть ладони, коротко и четко произнести звук «у»).
14. Закрыл корабль (повторить звук «щ-щ-щ»)
15. и стал нажимать кнопки (имитировать игру на фортепиано, произнося в высоком регистре слог «пи»).
16. Полетел (сомкнутыми ладонями произвольно в воздухе нарисовать спираль, озвучивая действие звуком «ж»).
17. Прилетел на новую планету и вышел из корабля (повторить п. 12 и 13).
18. И надо же! Сразу увидел другого инопланетянина (повторить п. 10.)
19. У них завязался интересный инопланетянский разговор. Дети разбиваются на пары и по очереди повторяют за педагогом звуки, меняя интонацию.
У? – у.
АЭ? – АЭ.
АУЭ? – АУЭ.
У-у-ШУ? –У-у-ШУ.
А-а-ША-ЖА? - А-а-ША-ЖА.
О-о-ЗО? - О-о-ЗО.
У-у-ТУ-ДУ? - У-у-ТУ-ДУ.
20. Инопланетяне подружились, стали летать друг к другу в гости и много говорить. Можно предложить детям выбрать партнера и самостоятельно поимпровозировать фонемами.
Упражнения на развитие слухового восприятия.
Цель: Знакомство и описание шума: сравнение звуков того или иного инструмента с природным объектом и «диалоги инструментов».
*Один ребенок играет на своем инструменте короткую ритмическую фразу, второй повторяет ее на другом инструменте.
*Дети следят за линией движения руки педагога и стараются «перевести» ее в звуки:
*Рука внизу – тихие звуки;
*Постепенное поднимание рук – нарастающий звук;
*Пульсирующее движение – отрывистые звуки;
*Показ рукой определенного ритма – повторение.
Рекомендовано поочередное солирование и игры по типу «эхо», «диалог», «один и все».
*В конце занятия инструменты прячутся за ширму, и дети по звуку определяют инструмент и описывают звук.
Игры на развитие художественного словаря.
Цель: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.
«Хитрая шляпа»
После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, сто она не простая. А волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится. Он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.
«Говорящий коврик»
После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог просит детей назвать понравившуюся им музыку ему на ухо «по секрету». Затем предлагает детям совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В ней каждый, даже самый простой предмет, может разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот красивый коврик может заговорить, если каждый, кто встанет на него, станет рассказывать о своей любимой музыке без остановки» Педагог предлагает занять место на коврике (встать на него или сесть) двум детям, назвавшим ему на ухо разные произведения. Дети по очереди рассказывают о полюбившейся музыке, аргументируя свой выбор. Игра заканчивается, когда выступили все желающие.
«Волшебный сундучок»
«Волшебный» сундучок, накрытый ярким шелковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание детей на звучащую музыку (Звук механической шкатулки) и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят «волшебный» сундучок. Педагог объясняет правила игры: «Послушайте музыку и сложите в «волшебный» сундучок слова, которыми можно рассказать о ее настроении. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Если же прозвучит «неправильное» слово, то сундучок захлопнется. Побеждает тот, кто назовет больше слов и наберет наибольшее число фишек». Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов-образов и эпитетов.
Игры, основанные на вокализации.
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.
«Конкурс певцов»
Педагог объявляет о том, что проводит конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т. е. одинаковые произведения. А жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники конкурса. Выбирается жюри – в него входят воспитатель и два ребенка. После все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирает победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.
«Придумай песенку»
После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют вокальные импровизации.
Игры на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Цель: развитие чувства ритма и музыкальной памяти.
«Передай ритм».
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок. Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях.
«Музыкальные стульчики».
Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
Игру детей можно сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.
«Барабанщики».
Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.