Наталья Куприянова
«Дидактические игры как средство ознакомления детей с органами чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст отличается интенсивным психическим развитием, которое создает благоприятные условия для ознакомления детей с органами чувств в детском саду [7;12]. Первые представления об органах чувств формируются у дошкольников на основе личных элементарных знаний о себе самом, своих личных качествах и возможностях своего тела. К старшему дошкольному возрасту усвоение детьми знаний об органах чувств возможно только при условии руководства взрослых [5;20].
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, органы чувств. Дидактические игры
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Ознакомление старших дошкольников с органами чувств связано с сенсорным развитием детей, накоплением у них знаний о сенсорных эталонах, на основе развития ощущений и восприятия, появляющихся в разных видах детской деятельности предполагающей познание детьми свойств предметов с различными признаками с помощью органов чувств. Важное значение для процесса ознакомления старших дошкольников с органами чувств имеет усвоение детьми способов обследования предметов [6;22].
В старшем дошкольном возрасте детям доступны знания о строении органов чувств, их функциональных возможностях и значении для жизни и здоровья человека, основы личной гигиены органов чувств [8;34]. Ознакомлению дошкольников с органами чувств способствуют интерес детей к данной области знаний, специальный подбор информации соответствующей возрастным особенностям детей, интеграция физического и нравственного воспитания в процесс ознакомления с органами чувств, взаимодействие детского сада и семьи [8;34].
В старшем дошкольном возрасте произвольность поведения детей развивается в игре, которая является ведущей деятельностью дошкольников, доступным способом усвоения знаний и умений, отвечает специфике дошкольного периода развития мышления [2;59].
Дидактические игры, являясь видом организованных игр с правилами как наиболее привлекательное средство развития содержат в себе две составляющие - познавательную (обучающие задачи, содержание, правила) и игровую (игровых действий, которые позволяют решать определенную развивающую и воспитательную задачу, имеют в себе следующие элементы: задача, определенная тематика, правила игры и подведение итогов [3;15].
В соответствии с правилами дидактической игры реализуется игровое содержание и игровые действия детей, осуществляется oбучающая, организующая и дисциплинирующая задачи. Дидактические игры включаются в любые разделы программы детского сада, проводится в течение дня в образовательной деятельности и режимных моментах [4;22].
Методическими основами ознакомления старших дошкольников с органами чувств является использование принципов научности знаний, учета возрастных особенностей детей, доступности материала, наглядности обучения. Проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов: подготовка к проведению дидактической игры; проведение игры; анализ проведенной игры. Данные этапы включают в себя ознакомление детей с правилами игры, постановку дидактической задачи, возможно использование образа сказочного персонажа, руководство игрой и участие в ней самого воспитателя, оценку участия и результатов игры детей. Е. А. Аркин [1;94]
Проведение дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с органами чувств осуществляется при условии соблюдения требований, предъявляемых к дидактическим играм : педагогической целесообразности проведения, эмоционального вовлечения детей в игру, поддержания интереса к игре и желания играть, доступности содержания и используемых пособий к игре, тщательного подбора атрибутов, пособий и их эстетичность. Организация и руководство дидактическими играми по ознакомлению с органами чувств ведутся на основе имеющихся игровых умений детей. Участие воспитателя в дидактической игрой в процессе ознакомления с органами чувств заключается в постановке игровой задачи, руководстве дидактической игрой [9;19]
Список использованной литературы
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы. / Е. А. Аркин. – М. : АРКТИ, 2008. - 170с.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский. - М. : Научная книга, 2010. - 512с.
3. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / Р. И. Жуковская. – М. : Класс, 2011. – 142с.
4. Изгаршева, В. М. Игрушки и пособия для детского сада. / В. И. Изгаршева. - М. : Академия, 2008. – 174с.
5. Короткова, Н. А. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников. / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. – М., 2011. - № 5. - С. 19-20.
6. Марциновская, Т. Д. Этапы развития естественно-научных представлений. / Т. Д. Марциновская. - СПб. : Питер, 2007. – 284с.
7. Мухина, В. С. Детская психология. / В. С. Мухина. - М. :ДиК,2008. - 94с.
8. Петровский, В. А. Что мы знаем и чего не знаем о себе? Работа с дошкольниками по развитию знаний об органах чувств. / В. А. Петровский. - М. : Педагогика, 2008. - 159с.
9. Сигимова, М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. /М. Н. Сигилева. - Волгоград: Учитель, 2010. – 145с.