Суздальцева Алла
Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественного творчества
на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста
(предметно развивающая среда)
Актуальность
Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот то пришло время, малышу идти в детский сад. Очень важно, для нас, чтобы маленький ребенок успешно адаптировался к детскому саду, и помочь ему в этом — должны мы взрослые - воспитатели, родители.
Публикация «Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по- разному, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации.
Художественное творчество является одним из любимейших занятий детей. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.
Цель: Обеспечение успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения посредством художественного творчества.
Задачи
Способствовать созданию плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Создать предметно-развивающую среду, которая бы служила пусковым механизмом для художественного творчества.
Учить детей использовать расширенный спектр материалов для художественного творчества.
Привлечь внимание родителей к ценности художественного творчества как источника познания внутреннего мира ребенка, особенности восприятия им окружающего мира.
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, и создать эмоционально - комфортные условия в группе - это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.
Для того чтобы адаптация ребенка была безболезненной к новым условиям, воспитатель должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.
Организационные условия
Одной из основных составляющих успешной адаптации в детском саду является:
• обеспечение чувство уверенности малыша
• включение родителей
• создание благоприятной атмосферы в группе
• красочное оформление группы и центра художественного творчества
• использование расширенного спектра материалов для творчества
• использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создании в группе предметно-пространственной среды.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дают ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.
Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Именно предметный мир, правильно созданная предметно-развивающая среда, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, является стимулом интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника.
Если малыш видит красочный изобразительный материал или взрослый дает ему лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими.
Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага, природный материал и др.).
Поэтому педагогам очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества.
В группе оборудован центр изобразительной деятельности. Эстетическое оформление центра создает атмосферу красоты и творчества.
Оборудование в центре расположено так, чтобы был обеспечен свободный подход к необходимым материалам.
В ходе оформления центра большое внимание уделялось оригинальности, красочности.
Несомненно, у каждого педагога свое представление об уютной группе, в которой все гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту? От части, это проблема решается с помощью модулей, мебели, в сочетании по цвету, материалу.
Правильно подобранная расставленная мебель, модули, рационально используемое пространство групповой комнаты, позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер. Краски группы должны поднимать настроение. В нашем регионе, цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно – всего несколько месяцев в году. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы. Стены своей группы я оформила в соответствии с названием «Чудо-цветики».
Центр изобразительной деятельности расположен в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Для центра практичны и очень удобны угловые столы, для продуктивной художественной деятельности, навесные приставные полки, наполненные необходимым изобразительным материалом: дидактические игры, бумага, картон находятся в выкатных тумбах, под столами, при необходимости эти выкатные тумбы являются дополнительным рабочим местом для детей. Центр оборудован выставкой, на которой воспитанники с помощью воспитателя прикрепляют готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним красочными прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, коллажи.
Особенностью в оформлении группы являются разнообразные красочные коробочки разных размеров и формы, стаканчики, которые выглядят как живые, притягивая взор ребенка.
Материалы для художественного творчества должны быть достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).
При создании в группе условий для саморазвития детей я учитывала интересы мальчиков и девочек, так как они по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают. Мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко, дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики. Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. В своей работе использую активные игры по художественному творчеству : рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.
«Атмосфера творчества», созданная в группе не возможна без поддержки родителей. В процессе работы стремлюсь раскрыть родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Рассказываю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества.
Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем в оформляемые тематические выставки детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев.
Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.
Анализируя свою работу можно сделать вывод, художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.
И в десять лет, и в семь, и в три, и впять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
(В. Берестов)