Ольга Мостовенко
Доклад к конференции «Педагогическое сообщество-2016» «Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
выполнила воспитатель МДОУ №14
комбинированного вида г. о. Шуя
Чистова Ольга Владимировна
Гендерный подход, гендерная психология, гендерная педагогика, гендерное обучение, гендерное воспитание – новые понятия, пришедшие в образовательную среду в последнее десятилетие.
Публикация «Доклад к конференции „Педагогическое сообщество-2016“ „Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).
Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).
Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка. Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть детей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.
Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.
Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект.
Вид проекта: Познавательно-творческий., долгосрочный 1 год 2015-2016 уч. год
Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта: Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи проекта:
• Создание предметно - развивающей среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;
• Заложить представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
• Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
В течении учебного года с родителями проводится большая работа: это и различные консультации «Что такое гендерное воспитание», «О русских традициях в воспитании девочек и мальчиков», обязательное анкетирование «Роль семьи в воспитании мальчика, девочки», совместные развлечения. ()
У педагогов
• содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи по средствам русских народных песенок «Пошел котик во лесок», «Андрей-воробей» и т. д., хороводных игр, чтение сказок
• разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме : «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»; развлечений «Папа может все что угодно», «Играем с мамой».
• разработка консультативно-практического материала для родителей «Я мама, Я-папа», «Воспитывать мальчишек, воспитывать девчонок», почтовый ящик «Спрашивайте-отвечаем».
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:
- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги»)
- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества»);
- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры»)
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр. При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить основные крупные детали» и т. д. (с учетом гендерных особенностей).
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• На наличие атрибутики и маркеров (дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви)
В рамках данного проекта, в октябре, в непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» мальчики и девочки нашей группы создали панно «Ладошки девочек и мальчиков нашей группы»
Цель: способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребёнком; вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым; побуждать мальчиков и девочек узнавать свои ладошки на панно.
Материалы: ватман, гуашь синего и красного цветов, кисть.
• Работа идёт по подгруппам (мальчики, девочки) ;
• Разминаем ладошки : пальчиковая игра «Дом»;
• Девочкам предлагается краска красного цвета, мальчикам синего; красят ладонь и пальчики краской (кистью или поролоном, делают оттиск в форме цветка)
Так же проводилась образовательная деятельность с учетом гендерных особенностей в ходе режимных моментов :Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку.
Хороводная игра «Кошки-мышки» цель: способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
Игра «Злюка» цель: упражнять в проявлении эмоционального состояния, формировать навык управления своими эмоциями.
Так же гендерная социализация проявляется и в самостоятельной деятельности детей.
Предоставлялись атрибуты для хороводной игры «Подарки» для самостоятельной организации деятельности детей. Цель: поддерживать положительный эмоциональный настой детей.
Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек» цель: содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери.
Проект еще не выполнил своих задач, но на протяжении данного периода дети испытывали огромный интерес к различным видам детской деятельности. Родители также активно включились в образовательную деятельность, осознав насколько важно гендерное развитие детей, начиная с раннего возраста. Родители подбирали художественный материал к данной проблеме: малые фольклорные формы, стишки, песенки с именами детей; оказали помощь в обновлении предметно-развивающей среды с учётом половой идентификации ребёнка.
Дети получили знания о названиях одежды, обуви, аксессуаров. Пополнился предметами «девичий» уголок, уголок мальчишек Родители стали больше обращать внимание на эстетичность внешнего вида ребё нка: дети стали более опрятными, девочки одели платьица и юбочки (вместо привычных шортиков и джинсов) ; у мальчиков в гардеробе появились жилеточки, рубашки, брюки (вместо привычных футболок и батников).
Мальчики стали более внимательными к девочкам: пропускают девочек вперёд, придерживают дверь, помогают принести стульчик.
Таким образом, увидев заметные изменения в группе, выражающиеся в сплочении коллектива детей и родителей, в познавательной активности детей, в эстетике внешнего вида детей, в развитии эмпатии у детей, я считаю, что необходимо продолжать работать над гендерным развитием детей на протяжении всего дошкольного периода.
Литература:
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
2. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 212 с
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира» Линка-пресс, Москва, 1998.
4. Иванова О. И., Щетинина А. А. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста : Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.-124с.