елена котыш
Социализация детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема трудового воспитания дошкольников – одна из важнейших задач педагогики. Она имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Трудовое воспитание дошкольников – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а так же влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремлений к труду.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальных продуктов деятельности, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум, сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.
Труд –
это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. А. С. Макаренко
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания детей с выходом на практические рекомендации освещены в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.
Вопросы творческого отношения детей к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах ученых Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, А. Я. Журкиной, И. И. Зарецкой, В. М. Коротова, Т. Н. Мальковской, И. С. Марьенко, Т. И. Шамовой, И. Ф. Свадковского и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений на современном этапе.
В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
К настоящему времени:
- определено место труда в педагогическом процессе дошкольников, разработано его содержание (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.);
- выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова);
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др.);
- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова);
- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувства созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В. А. Сухомлинский.
Цель трудового воспитания :формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить результат труда, осознавать значимость труда, как первостепенной значимости для общества.
Задачи трудового воспитания :ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Виды труда дошкольников :самообслуживание,хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Самообслуживание -труд, направленный на удовлетворение личных потребностей. В процессе труда обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность.
Хозяйственно-бытовой труд — это поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Основной формой организации этого труда являются трудовые поручения, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Дети учатся не только по указанию взрослого выполнять отдельные действия, но и выполнять задание по общей инструкции. Другой формой организации детского труда являются дежурства (по столовой и по подготовке к занятиям). Конкретный и наглядный результат, общественно значимая польза дежурств делают их в глазах детей важным и серьезным делом.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Ручной труд влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает фантазию, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, формирует желание, стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Ручной труд можно разделить на : труд по содержанию в порядке различных вещей, которыми пользуются дети, труд по созданию предметов. Ручной труд может быть организован как: индивидуальный труд, «труд рядом», коллективный (общий, совместный) в свободное от занятий время.
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников :труд ребенка тесно связан с игрой; трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности;трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формы организации труда дошкольников :поручения - эпизодические, длительные, отсроченные по времени;Поручения
дежурство - по столовой, занятиям, уголку природы;коллективный труд - младший возраст : 4-6 детей, старший: 6 и более детей.
Требования к организации детского труда :систематичность детского труда;постепенность рабочей нагрузки;подбор оборудования для труда;создание в группе трудовой атмосферы.
Мотивы побуждающие детей к труду :
интерес к процессу действий;
интерес к будущему результату;
интерес к овладению новыми навыками;
соучастие в труде совместно со взрослыми;
осознание своих обязанностей; осознание смысла общественной значимости труда.
Воспитание личностных качеств ребенка в трудовой деятельности : опрятность,усидчивость, доброжелательность, бережливость, целеустремленность, самостоятельность, старательность, бескорыстность.
Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства.
К. Д. Ушинский.