Светлана Кандрашова
Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
В дошкольном возрасте у детей происходят значительные качественные перемены, которые носят кардинальный характер. Эти перемены имеют решающее значение для социального становления и развития ребенка. В детские годы закладываются основы социального облика социальных установок личности.
Публикация «Родительское собрание „Адаптация и социализация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация начинается с семьи. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка велика. Главной особенностью социализации в семье является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности, а также отношение к другим людям. Важная особенность социализации в семье -влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности.
От 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).
Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации : умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение.
Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
Упражнение «Родители, какие они?»
Направлено на рефлексию личностных качеств родителя. Каждый берет лист бумаги и в течение 2-х минут пишет определение к фразе: «Родители, какие они.» По окончании работы тексты зачитываются и участники составляют портрет родителя (часто идеализированный и многогранный) Обмен мнениями.
Упражнение «Ребенок, какой он?»
Направлено на рефлексию восприятия личностных особенностей
ребенка. Выполняется аналогично предыдущему (обычно для родителя его ребенок уникален и неповторим). Обмен мнениями.
«Что мне нравится в моем ребенке, так это.»
Направлено на рефлексию позитивного отношения к личности ребенка и рефлексию родительского чувства.
В течение 2-х минут участники пишут положительные качества, имеющиеся у ребенка, либо воспринимаемые тарными. По окончании упражнения написанное зачитывается. Участники делятся своими чувствами и переживаниями.
«Что меня огорчает в моем ребенке, так это.»
Направлено на рефлексию восприятия негативного в личности и поведении ребенка и актуализацию чувств.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Обсуждение.