Получи документы

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Виктория Бортникова
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Л. С. Выготский писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Темочки:

Возраст дошкольников является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп личностного и психического развития ребенка дошкольника, его открытость создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Часто окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии, рассматривая ребенка как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители редко ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно занимает второстепенное место в их сознании. На первое место ставятся умственное развитие, обучение, подготовка к школе, а социализация идет стихийно, можно сказать сама по себе. Тем не менее, именно в этом возрасте начинают складываться первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль человеческого поведения, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности, человеческих отношений, а так же общественных функций людей. Ребенку хочется стать частью этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, но это ему недоступно. Так же, он хочет стать самостоятельным. Из данного противоречия рождается ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игровая деятельность – ведущий вид деятельность детей дошкольного возраста. Многие ученые и практики рассматривают игру как основное средство социального и психического развития. Игра – это своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Важное место занимают игры, которые дети создают сами, - творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят увиденное вокруг себя в жизни взрослых. В последние годы воспитателями отмечено то, что дети вообще мало играют и, в частности в сюжетно-ролевые игры. В первую очередь проблема заключается в интеллектуальной загруженности детей.

В сюжетно-ролевой игре происходит социализация ребенка, его всестороннее развитие и в целом формируется личность. Как личность ребенок развивается в реальных взаимоотношениях, которые у него складываются со сверстниками под влиянием принятой на себя роли в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. По собственной инициативе дети объединяются между собой, далее сами выбирают сюжет игры, распределяют соответствующие роли и игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет и содержание игры они берут из окружающего мира, отражают те моменты жизни, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели впечатление.

Игра вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие чувств, мышления, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

Игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

Игровая модель выделяет самые важные отношения, она опускает все второстепенное. Так дети и постигают суть отношений между людьми.

Моделирование и замещение явлений действительности носят не пассивный, а активный характер. В игре необходимо использовать не те предметы, которыми пользуются взрослые, а другие, которые напоминают и позволяют выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. Это – уже элементы воображения, творчества.

Всё выше сказанное о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, имеет смысл, тогда когда игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. Для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.

Огромное влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой (чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, художественно-творческой деятельности (подготовка атрибутов, изготовление аппликаций, рисунков, места для игры, познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание картинок, фотографий).

Игру дошкольников нужно организовать так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они будут на собственном опыте убеждаться, как важно налаживать контакты с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, наблюдается формирование навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит ребенка к успешной деятельности в реальной жизни.

Публикации по теме:

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста»«Путешествие по родному селу»в средней группеВыполнила Зайцева Елена.

Значение сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Фотоотчет о проекте «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»Фотоотчет о проекте «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» Задачи проекта: Для детей; 1. Способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием. Учить детей использовать слова - названия.

Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке» для детей старшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке».[/h3] Автор: Мальханова Г. Ф., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 7 «Буровичок».

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Планирование сюжетно-ролевой игры «Мы-доктора» для детей дошкольного возраста Планирование сюжетно-ролевой игры «Мы – доктора» для детей дошкольного возраста Цель: формирование игровых умений и навыков детей в процессе.

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие по культурным местам города Тольятти в подготовительной.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 21:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Бортникова (УИ 478548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД