Виктория Бортникова
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Л. С. Выготский писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Возраст дошкольников является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп личностного и психического развития ребенка дошкольника, его открытость создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Часто окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии, рассматривая ребенка как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители редко ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно занимает второстепенное место в их сознании. На первое место ставятся умственное развитие, обучение, подготовка к школе, а социализация идет стихийно, можно сказать сама по себе. Тем не менее, именно в этом возрасте начинают складываться первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль человеческого поведения, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается характер.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности, человеческих отношений, а так же общественных функций людей. Ребенку хочется стать частью этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, но это ему недоступно. Так же, он хочет стать самостоятельным. Из данного противоречия рождается ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игровая деятельность – ведущий вид деятельность детей дошкольного возраста. Многие ученые и практики рассматривают игру как основное средство социального и психического развития. Игра – это своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Важное место занимают игры, которые дети создают сами, - творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят увиденное вокруг себя в жизни взрослых. В последние годы воспитателями отмечено то, что дети вообще мало играют и, в частности в сюжетно-ролевые игры. В первую очередь проблема заключается в интеллектуальной загруженности детей.
В сюжетно-ролевой игре происходит социализация ребенка, его всестороннее развитие и в целом формируется личность. Как личность ребенок развивается в реальных взаимоотношениях, которые у него складываются со сверстниками под влиянием принятой на себя роли в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. По собственной инициативе дети объединяются между собой, далее сами выбирают сюжет игры, распределяют соответствующие роли и игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет и содержание игры они берут из окружающего мира, отражают те моменты жизни, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели впечатление.
Игра вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие чувств, мышления, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Игровая модель выделяет самые важные отношения, она опускает все второстепенное. Так дети и постигают суть отношений между людьми.
Моделирование и замещение явлений действительности носят не пассивный, а активный характер. В игре необходимо использовать не те предметы, которыми пользуются взрослые, а другие, которые напоминают и позволяют выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. Это – уже элементы воображения, творчества.
Всё выше сказанное о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, имеет смысл, тогда когда игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. Для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.
Огромное влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой (чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, художественно-творческой деятельности (подготовка атрибутов, изготовление аппликаций, рисунков, места для игры, познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание картинок, фотографий).
Игру дошкольников нужно организовать так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они будут на собственном опыте убеждаться, как важно налаживать контакты с окружающими.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, наблюдается формирование навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит ребенка к успешной деятельности в реальной жизни.