Людмила Корнеева
Творческая социализация детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное общество испытывает потребность в самостоятельных, творческих и активных личностях с ярко выраженными индивидуальными качествами, которые были бы способны к сохранению и приумножению традиций искусства. И формироваться такие личности должны уже в раннем возрасте. К сожалению не всегда богатые внутренние ресурсы детей полностью реализуются, что приводит к серьезным проблемам в их творческом становлении.
Публикация «Творческая социализация детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества» размещена в разделах
Дошкольники оказываются не готовыми к решениям поставленных перед ними изобразительных задач в силу того,что привыкли действовать по инструкциям, которые исключают свободу выбора цветового решения, инструмента, материала или художественной техники. Такая ситуация обусловлена рядом факторов.
1. Небольшой выбор материала
2. Большое количество детей в группах, что затрудняет организацию занятий.
3. Различия между темпом усвоения детьми материала и их исходным уровнем изобразительного опыта.
Педагогические сообщества ставят перед собой задачи поиска форм организации детского изобразительного творчества.
Систему арт-коворкинга можно считать одной из таких форм. Эта система в которой каждый ребенок оставаясь самостоятельным и свободным использует общее пространство для творческих экспериментов с художественными материалами, техниками и инструментами.
Коворкинг- пространство в условиях детского сада позволяет не только расширить содержательный аспект организуемой деятельности, но и решать ряд педагогических задач.
1. Создать условия необходимые для творческой рефлексии детей после выполнения ими отдельного проекта или работы, используя при этом работу в группе, индивидуальном режиме или подгруппе.
2. Сделать стимулом искусство для собственного творчества дошкольников.
3. Обеспечить интеграцию различных видов детского изобразительного творчества.
4. Опрделить индивидуальный вектор творческого становления для каждого воспитанника.
Спонтанное экспериментирование- первая ступень приобщения детей к искусству, когда они путем непредсказуемого эксперимента с изобразительными материалами инструментами впервые сталкиваются с некоторыми возможностями цвета и формы. В это время дети не фиксируют свое внимание на результате, так как им важен сам процесс. Наблюдая за тем, какие рисовательные движения совершает педагог дети стремятся их воспроизвести.
Положительные достижения в области искусства формируют мотив к осуществлению поискового эксперимента, когда сам ребенок пытается установить для себя новые связи и отношения в цвете, формообразовании, композиции. Экспериментирование постепенно переходит в подражательное овладевание выразительными средствами искусства. Дети пытаются повторить способы составления композиций разнообразных по цвету, применить различные приемы формообразований. Главным фактором становятся упражнение ребенка в подборе цвета, соподчинении форм деталей композиции.
Среда- одно из главных и центральных звеньев образовательного пространства. Для каждой возрастной категории существует определенный коэффициент, который отражает степень воздействия среды на творческое развитие детей и формирование у них интегративных качеств. Чем ребенок младше, тем больше его развитие обусловлено внешними факторами. Поэтому общий темп становления дошкольника зависит от содержания и оснащения образовательного пространства. И искусство в этом случае играет, с одной стороны роль, среды,с другой- стимулирующего средства, которые активизируют потенциал. В условиях коворкинг- пространства начиная с раннего возраста дети привыкают свободно перемещаться по игровой комнате, совершать элементарные действия по организации рабочего места. Действия их не всегда точны и скоординированы, но сама потребность в них, и доверие со стороны педагога являются серьезным стимулирующим фактором в творческой социализации. Освоение ряда правил в режиме коворкинга создают предпосылки для развития их самостоятельности и организованности.