Наталья Кулебина
Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть речевой культуры. Дети овладевают ей в процессе общения. Однако ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами нашего ДОУ встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей.
Публикация «Доклад „Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
С целью целенаправленного, поэтапного решения проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :
1 создание предметно-пространственной среды (речевые уголки, практический материал для организации игр и занятий, пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр);
2 целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием ведется во всех видах деятельности (во время обучающего процесса, во всех режимных моментах, ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей;
3 повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников (педсоветы, мастер-классы, консультации, конкурсы на лучший речевой уголок, программа О. С. Ушаковой и Гербовой реализуется во всех группах ДОУ;
4 проводится изучение устной речи детей (два раза в год);
5 привлечение родителей в речевом воспитании детей (оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальные беседы, советы, показ НОД, родительские собрания, совместное приобретение игр и пособий по развитию речи)
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель решает следующие задачи:
1 воспитать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты (слуховое внимание – умение определять на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм;
2 развивать артикуляционный аппарат;
3 работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами;
4 воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;
5 формировать правильное произношение всех звуков родного языка;
6 вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
7развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;
8 формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь;
9 воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение четко выражать мысли с помощью логических пауз, темпа, ритма, тембра;
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга:
1 подготовка органов артикуляционного аппарата;
2 уточнение произношения изолированного звука и умение выделять этот звук среди других;
3 закрепление правильного произношения звука в словах;
4 закрепление правильного произношения звука во фразовой речи;
Игра – основной вид деятельности детей, поэтому она является незаменимым средством обучения. Но добиться положительного эффекта можно только при правильном их подборе и проведении.
Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Отдельные задачи музыкальных занятий и задачи воспитания звуковой культуры речи совпадают. Правильная организованная совместная работа воспитателя и музыкального руководителя поможет достигнуть хороших результатов в формировании звуковой культуры речи у детей.