Вера Каменская
STEAM подход в образовании — новая ступень в развитии технического творчества (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества»
Слайд 1. Поставленные в рамках ФГОС ДО цели, ценности и результаты дошкольного образования современны и требуют от педагогов творческого подхода. Педагоги, а главное родители (законные представители ребёнка) хотят, чтобы дети были не только здоровы и физически развиты, но и любознательными, и активными, и интеллектуально мыслящие, и умеющие управлять своим поведением; чтобы они свободно владели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, сверстниками; чтобы каждый ребёнок владел универсальными предпосылками к учебной деятельности, обладал всеми необходимыми умениями и навыками для этого.
Публикация «STEAM подход в образовании — новая ступень в развитии технического творчества (из опыта работы)» размещена в разделах
Слайд 2. Чтобы развивать у дошкольников умения «добывать», перерабатывать, использовать практически полученную информацию помогает STEAM – подход в образование, состоящий из ряда модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных и технических способностей.
Слайд 3. В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы уже освоили такие модули, как:
• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
• Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
• Образовательный модуль «Математическое развитие».
• Образовательный модуль «Робототехника».
Завершающим этапом нашей работы станет освоение такого модуля, как:
• Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир».
Слайд 4. Задача педагога создать такие условия, чтобы у ребёнка была возможность и желание для познания окружающего мира, для экспериментирования, исследования, для развития критического мышления, целеустремленность, Слайд 5. приобщаться к техническому миру, к художественной изобретательности, самостоятельность и т. п. А главное, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться как личность.
Слайд 6. Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада, способствует развитию у дошкольников инженерного образования, Слайд 7. развитию конструктивного мышления и техническому творчеству детей, повышает интерес детей к научно-техническому творчеству, развитию любознательности.
Слайд 8. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и не живой природой»
Детям дошкольного возраста свойственна направленность на познание окружающего мира, они любят выяснять свойства предметов, их возникновения, им интересны те или иные явления природы, они с интересом экспериментируют, придумывают, допытываются до истины.
Слайд 9. Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность ребёнку-дошкольнику самостоятельно находить ответы на многие вопросы «Почему? Как? Зачем?». Детское экспериментирование – это развивающий потенциал, который раскрывает перед детьми все грани изучаемого предмета или объекта, их взаимосвязи с другими объектами. Ребёнок сам выполняет все действия и, благодаря этому, активируются мыслительные процессы, развивается память, речь.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
Слайд 10. Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и универсальная умственная способность человека, проявляющаяся в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой, познавательной, исследовательской). И действительно, конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. В нашей группе конструирование является одним из любимых занятий детей.
Слайд 11. Дети хорошо разбираются в схемах и инструкциях, легко создают модели той или иной конструкции. С интересом соединяют между собой детали разных конструкторов, например таких как «Лего и Фанкластик», что только усиливает интерес детей к Образовательному модулю «Лего –конструирование».
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Слайд 12. Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно-пространственной среды.
Фундаментом математического развития является умение сравнивать раз-личные предметы по величине, разбираться в параметрах их протяженности. От практического сравнения величин предметов и их отношений «длиннее - короче», «выше - ниже», «шире - уже» ребёнок перейдёт к их количественным соотношениям «больше - меньше», «равенство - неравенство».
Слайд 13. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша как игрового материала. В современной практике детских садов этот материал завоёвывает всё большую популярность. Наш детский сад не стал исключением.
Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются с данным игровым материалом. Они с легкость кодируют и декодируют карточки с символами, создавая определенные постройки. С помощью блоков Дьенеша наши дети умеют анализировать форму предмета, умеют сравнивать по свойствам геометрические фигуры, способны рассуждать и аргументировать свой выбор той или иной фигуры. У детей развивается логическое, критическое и образное мышление.
Образовательный модуль «Робототехника»
Слайд 14. Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.
Современная робототехника — наука об автоматизированных технических системах — подразделяется на промышленную, бытовую, авиационную, военную, космическую и подводную. В каждой из этих областей базовыми являются конструирование и моделирование.
Слайд 15. В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты. Видом конструирования является моделирование. При ориентировании на какой-либо объект или данные о нём создаётся его полное или частичное подобие. Материалы при этом могут быть самые разные, главное, чтобы модель отражала существенные характеристики объекта-оригинала, будь то здание, дорога, самолёт или корабль. Наконец, на основе модели происходит создание макета — миниатюрной копии объекта.
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.
Слайд 16. Заключение Суть научно-технического творчества заключается в применении достижений науки для создания технических изделий, отвечающих заданным требованиям. Базовым методом технического творчества является конструирование, т. е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в техническое творчество элементов проектной деятельности.
Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.
Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение, как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.