МААМ-картинки

Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»

Надежда Аверьянова
Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что усваивается все просто и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам, ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а на оборот, активно помогать, быть партнерами. Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение, систематизацию и экспериментирование.

Публикация «Доклад из опыта работы „Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира“» размещена в разделах

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, поэтому мы говорим о детском экспериментировании - как замечательном и универсальном средстве интеллектуального развития. Свою работу с детьми я строю в форме партнерских отношений при исследовании вещей, явлений окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых, фокусников, и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы.

С целью эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе была создана соответствующая развивающая среда. Помимо традиционного уголка природы создали экспериментальный уголок с учетом предъявленных требований : (а именно).

- материал располагается в доступном для свободного экспериментирование месте

- работа ведется под наблюдением взрослого.

- соблюдаются правила безопасности жизнедеятельности детей.

В экспериментальном уголке у нас находится оборудование для исследовательской деятельности :

1. Прозрачные и не прозрачные емкости

2. Приборы помощники: лупа, магниты

3. Разнообразные сосуды (трубочки, сито, стаканчика, песочные формочки, ложки) из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика)

4. Образцы песка, глины, чернозема, опилки, уголь, гуашь, акварель

5. Шприцы пластмассовые (без игл) линейка, свечи, микроскоп детский, термометр, цветные и прозрачные стеклышки

6. Фартуки клеенчатые, щетки, совки

7. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, чай, кофе

8. Природные материалы: камешки, желуди, веточки, перья, шишки, скорлупа ореха, и т. д

9. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, вата, салфетки, нитки

Экспериментальный центр позволяет выполнять разнообразные исследования, а так же ставить долгосрочные и краткосрочные опыты и проводить различные экологические наблюдения. В. А Сухомлинский писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвращаться к тому, что он узнал».

Это подтвердит опыт проведенный с детьми зимой. Во время прогулки дети слепили снеговика, но так как жаль его было оставлять на улице, принесли в группу, поставив в таз, а после сна обнаружили воду с веточками, и сделали вывод, что снег превращается в воду в теплом помещении. Опытным путем приходим к выводу, что кисель, компот, сок, молоко, имеет цвет, а вода прозрачная. Пробовали все жидкости на вкус, у всех есть вкус, а у воды его нет. У всех есть запах, у воды его нет. Проводили эксперимент, что вода бывает разной температуры (теплая, горячая, холодная) может превращаться в лед, она не имеет формы, а принимает форму сосуда. В процессе проведения опытов развивается экологическое мышление. Очень интересный опыт проводили с луком. В отдельные стеклянные баночки сажали луковицы и создали разные условия. В одной баночке лук находится в воде, тепле, на свету, а в другой без воды, но на свету и в тепле. Вели наблюдения за прорастанием лука. Дети выполняли зарисовки этапов роста и приходили к выводу, что лук в воде прорастает быстрее.

В игре «Волшебная рукавичка» выяснили способность магнита притягивать металлические предметы. Они не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми сделали вывод. Предлагаем взять волшебной рукавичкой предметы из других материалов, рукавичка перестает быть волшебной. Определяем почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находим магнит, делаем вывод.

Создаю проблемную ситуацию: как помочь Золушки быстро выбрать металлические предметы из гороха, чтобы Золушка успела на бал. Дети выдвигают гипотезу, предлагают воспользоваться магнитом. Проводим эксперимент и делаем вывод.

Выходя на прогулку после дождя, увидели на асфальте много дождевых червяков, а почему? Решили провести следующий опыт. Стакан с землей наполнили водой. Дети наблюдали, как вверх поднимались пузырьки воздуха. Затем они перестали появляться. После обсуждения сделали вывод- когда норка червей заливается водой во время дождя, им нечем дышать и они поднимаются на поверхность.

Дети в среднем возрасте способны найти ответы на трудные вопросы: как обнаружить воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Где мягче почва на газоне или на тропинке. Эти и другие вопросы детей подтверждались опытами. А чтобы дети запомнили чем мы занимались, в экологическом центре оформили фотовыставку «Мир вокруг нас»

Поисково - исследовательская деятельность не возможна без сотрудничества с родителями так как много необходимого материала было создано и приготовлено ими.

Например, игра «Путешествие в зеркально – песочное царство» где дети пальчиком водят по песку, рассыпанному по зеркалу, рисуя различные картинки. Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, творческому мышлению. Использую в игре не только песок, но и соль, сахар, муку.

Я сочла необходимым включить в поисково - исследовательскую работу проектный метод на тему «Хлебная страна», используемый мною в работе, который позволяет систематизировать знания детей в области взаимодействия человека с природой.

Проводили наблюдение за проращиванием пшеницы в разных условиях (чернозем, опилки, песок) где быстрее прорастет и будет лучше расти семя. Условия ухода одинаковые, но я подвожу детей к выводу, что пшеница посаженная, в землю развивается быстрее и корневая система ее мощнее, чем у пшеницы, посаженной в опилки и песок. Не только влага, свет нужен для роста и развития растения, но и органические вещества, т. е витамины, которые содержатся в земле.

Так же проводили опыт на выявление необходимости света для роста растений. Во время опыта необходимо уровнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Посадили пшеницу в два одинаковых контейнера и ухаживали за ними одинаково. Одно растение помещаем в темное место, другое в светлое. При обсуждении результатов опыта подвожу детей к самостоятельным выводом и суждениям.

Так же по проекту сравниваем зерна в пшеницы и ржи, перемалываем зерна в электрической кофемолке, делали соленое тесто и соответственно говорили о свойствах соленого теста и лепим хлебобулочные изделия. В результате экспериментальной деятельности построенной на основе партнерских отношений взрослых и детей, малыши растут любознательными, добрыми и стараются оберегать окружающий мир. А впереди у нас новые поиски и открытия!

Публикации по теме:

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности.

Доклад (из опыта работы) «Музыка и движение» Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональное переживание, рождаю определенное настроение под влиянием которых и движения.

Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте»Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым, когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством.

Доклад (из опыта работы) «Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными,.

Доклад к презентации «Театральная деятельность как средство работы с гиперактивными детьми» Театральные игры как средство работы с гиперактивными детьми. Одна из часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми «Погладим одежду кукле Ане» (младшая группа)Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми «Погладим одежду кукле Ане» (младшая группа) Роль дидактической игры в психическом развитии детей объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активности,.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мираЭкспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Н. Н. Поддьяков. Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 20:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Аверьянова (УИ 215188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД