Надежда Аверьянова
Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что усваивается все просто и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам, ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а на оборот, активно помогать, быть партнерами. Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение, систематизацию и экспериментирование.
Публикация «Доклад из опыта работы „Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опыт работы, практика
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, поэтому мы говорим о детском экспериментировании - как замечательном и универсальном средстве интеллектуального развития. Свою работу с детьми я строю в форме партнерских отношений при исследовании вещей, явлений окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых, фокусников, и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы.
С целью эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе была создана соответствующая развивающая среда. Помимо традиционного уголка природы создали экспериментальный уголок с учетом предъявленных требований : (а именно).
- материал располагается в доступном для свободного экспериментирование месте
- работа ведется под наблюдением взрослого.
- соблюдаются правила безопасности жизнедеятельности детей.
В экспериментальном уголке у нас находится оборудование для исследовательской деятельности :
1. Прозрачные и не прозрачные емкости
2. Приборы помощники: лупа, магниты
3. Разнообразные сосуды (трубочки, сито, стаканчика, песочные формочки, ложки) из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика)
4. Образцы песка, глины, чернозема, опилки, уголь, гуашь, акварель
5. Шприцы пластмассовые (без игл) линейка, свечи, микроскоп детский, термометр, цветные и прозрачные стеклышки
6. Фартуки клеенчатые, щетки, совки
7. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, чай, кофе
8. Природные материалы: камешки, желуди, веточки, перья, шишки, скорлупа ореха, и т. д
9. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, вата, салфетки, нитки
Экспериментальный центр позволяет выполнять разнообразные исследования, а так же ставить долгосрочные и краткосрочные опыты и проводить различные экологические наблюдения. В. А Сухомлинский писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвращаться к тому, что он узнал».
Это подтвердит опыт проведенный с детьми зимой. Во время прогулки дети слепили снеговика, но так как жаль его было оставлять на улице, принесли в группу, поставив в таз, а после сна обнаружили воду с веточками, и сделали вывод, что снег превращается в воду в теплом помещении. Опытным путем приходим к выводу, что кисель, компот, сок, молоко, имеет цвет, а вода прозрачная. Пробовали все жидкости на вкус, у всех есть вкус, а у воды его нет. У всех есть запах, у воды его нет. Проводили эксперимент, что вода бывает разной температуры (теплая, горячая, холодная) может превращаться в лед, она не имеет формы, а принимает форму сосуда. В процессе проведения опытов развивается экологическое мышление. Очень интересный опыт проводили с луком. В отдельные стеклянные баночки сажали луковицы и создали разные условия. В одной баночке лук находится в воде, тепле, на свету, а в другой без воды, но на свету и в тепле. Вели наблюдения за прорастанием лука. Дети выполняли зарисовки этапов роста и приходили к выводу, что лук в воде прорастает быстрее.
В игре «Волшебная рукавичка» выяснили способность магнита притягивать металлические предметы. Они не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми сделали вывод. Предлагаем взять волшебной рукавичкой предметы из других материалов, рукавичка перестает быть волшебной. Определяем почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находим магнит, делаем вывод.
Создаю проблемную ситуацию: как помочь Золушки быстро выбрать металлические предметы из гороха, чтобы Золушка успела на бал. Дети выдвигают гипотезу, предлагают воспользоваться магнитом. Проводим эксперимент и делаем вывод.
Выходя на прогулку после дождя, увидели на асфальте много дождевых червяков, а почему? Решили провести следующий опыт. Стакан с землей наполнили водой. Дети наблюдали, как вверх поднимались пузырьки воздуха. Затем они перестали появляться. После обсуждения сделали вывод- когда норка червей заливается водой во время дождя, им нечем дышать и они поднимаются на поверхность.
Дети в среднем возрасте способны найти ответы на трудные вопросы: как обнаружить воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Где мягче почва на газоне или на тропинке. Эти и другие вопросы детей подтверждались опытами. А чтобы дети запомнили чем мы занимались, в экологическом центре оформили фотовыставку «Мир вокруг нас»
Поисково - исследовательская деятельность не возможна без сотрудничества с родителями так как много необходимого материала было создано и приготовлено ими.
Например, игра «Путешествие в зеркально – песочное царство» где дети пальчиком водят по песку, рассыпанному по зеркалу, рисуя различные картинки. Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, творческому мышлению. Использую в игре не только песок, но и соль, сахар, муку.
Я сочла необходимым включить в поисково - исследовательскую работу проектный метод на тему «Хлебная страна», используемый мною в работе, который позволяет систематизировать знания детей в области взаимодействия человека с природой.
Проводили наблюдение за проращиванием пшеницы в разных условиях (чернозем, опилки, песок) где быстрее прорастет и будет лучше расти семя. Условия ухода одинаковые, но я подвожу детей к выводу, что пшеница посаженная, в землю развивается быстрее и корневая система ее мощнее, чем у пшеницы, посаженной в опилки и песок. Не только влага, свет нужен для роста и развития растения, но и органические вещества, т. е витамины, которые содержатся в земле.
Так же проводили опыт на выявление необходимости света для роста растений. Во время опыта необходимо уровнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Посадили пшеницу в два одинаковых контейнера и ухаживали за ними одинаково. Одно растение помещаем в темное место, другое в светлое. При обсуждении результатов опыта подвожу детей к самостоятельным выводом и суждениям.
Так же по проекту сравниваем зерна в пшеницы и ржи, перемалываем зерна в электрической кофемолке, делали соленое тесто и соответственно говорили о свойствах соленого теста и лепим хлебобулочные изделия. В результате экспериментальной деятельности построенной на основе партнерских отношений взрослых и детей, малыши растут любознательными, добрыми и стараются оберегать окружающий мир. А впереди у нас новые поиски и открытия!