Тамила Каримова
Доклад к презентации «Театральная деятельность как средство работы с гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Театральные игры как средство работы с гиперактивными детьми.
Одна из часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность.
Гиперактивность – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Публикация «Доклад к презентации „Театральная деятельность как средство работы с гиперактивными детьми“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наверно, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, они суетливы, много двигаются, вертятся на месте., иногда чрезмерно говорливы, могут раздражать манерой своего поведения.
Часто у гиперактивного ребенка плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Таком ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.
При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект. Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности матери, родов или в младенчестве.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком)
Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы 6 из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет он окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что он не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают еггот поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечен все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
При подготовке к театральной деятельности я разработала следующий план :
Театральная деятельность очень важна в развитии детей. Она позволяет решать многие педагогические и психологические задачи. Театр – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате этой деятельности ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности, и в которой могут реализоваться поставленные нами задачи:
1. Воспитание уверенности в себе
2. Снижение эмоционального напряжения
3. Развитие приемлимых способов выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций
4. Помощь в снятии страхов
5. Помощь в преодолении негативных переживаний
6. Планирование своих действий, управление собственным поведением
7. Развитие внимания, произвольности
8. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.
Наша работа свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности, развивают творческий потенциал, способность к межличностному взаимодействию, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Таким образом, поставленные нами задачи полностью реализовались в театральной деятельности при работе с гиперактивными детьми.