Людмила Новопашина
Доклад (из опыта работы) «Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
На мой взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством формирующим вкус детей.
Я давно размышляю над вопросом, как вернуть искусству в детском саду его вечное предназначение в системе воспитания ребенка. Обращение к чувствам следует признать важнейшим условием духовного развития, в том числе эстетического воспитания ребенка.
Публикация «Доклад (из опыта работы) „Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Начинала с элементарного, т. е. к каждому празднику украшала свой зал, старалась внести в него элементы того, что хочу воспроизвести на этом празднике. Если это посиделки, то обязательно дом с оконными наличниками, призванными украсить деревянное строение, придать ему нарядный вид произведениями декоративноприкладного искусства, что должно радовать глаз ребенка, пробуждать доброту, желание в подражание украшать окружающий мир трудом.
Но не все дети замечают своим внимательным взглядом эту красоту.
Откуда же равнодушие других?
Причина — в эстетической глухоте, в воспитательной недоработке семьи и детского сада. И вот я задумываясь над тем, как найти способ раннего пробуждения в ребенке эстетических чувств, реализовать их в повседневной практической деятельности. Во многом, конечно, не заменима роль семьи в нравственно-эстетическом становлении духовного мира человека. Первую колыбельную поет ребенку мама, первую сказку расскажет мама, первую яркую игрушку дарит мама. Необходимо наладить с родителями контакт, творческое содружество. Наша задача развитие творческих сил подрастающего поколения, целенаправленное формирование духовно богатой личности, способной осваивать и преобразовывать действительность на основе нравственно-эстетического идеала воспринимать, эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, совершенство, гармонию в материальной жизненной сфере, в общественных отношениях - во всем укладе жизни.
Театрально-игровой деятельностью я начала заниматься с 1985 года. Начала с постановки детской оперы «Муха-цокотуха». Брала одну из групп, распределяла роли сама, роли доставались пусть незначительные, но каждому. Эту оперу ставила 3 года подряд, совершенствовалась. И вот в 1987 году нам пошили для постановки костюмы, с которой мы выступали на областной конференции в РДК. Вот с этого года я начала работать более углубленно над развитием театрально-игровой деятельностью, постановкой детских опер. Вместе с коллективом детского сада поставили оперу по русским народным сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Кошкин дом», «Муха-цокотуха» (Чуковского, «Дюймовочка», «Гадкий утенок» (Андерсен, «Золушка», «Красная шапочка» (Ш. Пьерро, на украинском языке «Коза Дереза», «Лебединое озеро», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и другие.
Начинала постановку с создания условий для театрально-игровой деятельности детей : показывала с ними кукольный театр, настольный, пальчиковый, а так же сделали ширму, маленькую (на стол) и большую для показа взрослыми.
В театрально-игровую деятельность вовлекаю ребят с младшей группы, вовлекая их в танцы (зайчиков, мишек, цветов, а так они зрители, показывают дети старшей группы, дети-артисты на протяжении всей музыкально сцены ведут диалог с малышами зрителями. Например, актер-Волк спрашивает у зрителей, не видели ли они зайцев, дети- зрители отвечают.
Работая с детьми над оперой, стараюсь чтобы текст (содержание сказки) было доступно, если фразы сложные стараюсь их переделать. Чаще всего ставлю оперы, которые написаны больше в стихах.
Много лет вынашивала идею поставить оперу «Лебединое озеро» под редакцией
Н. С. Черемушина прочитала детям сказку, обговорили все роли. Я стала писать стихи на эту сказку.
Принесла детям текст, прочитала. Всем очень понравилось, даже больше чем та, которую я прочла им раньше.
Либретто ставила под музыку П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Большую работу проводила с родителями, просила помощи в изготовлении костюмов. Несколько пачек брала в РДК. Так заинтересовала детей, прослушивала с ними много классической музыки, вникала в суть поведения каждого персонажа. Переношусь с детьми в сказочный мир, где сразу вижу детские эмоции и переживания. При разучивании текста обращаю внимание детей на выразительность. А так же работаем над каждым движением (пройти как злой волк, хитрая лисичка и т. д., произнести слова грубо (как мишка, тоненьким голоском (как мышка).
Конечно, при распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Роли даю буквально всем, если нет главных, есть второстепенные, беру дублеров - тех кто малоактивен, для того, чтоб преодолели в себе робость, видя как делают их ровесники могли что-то перенять. Обращаю внимание — дети замечают способности своих товарищей: умение перевоплощаться передавать характерные особенности литературных персонажей в инсценировке. Дети после этого сами предлагают, кому дать главные роли, кто может лучше сыграть ее.
Что бы развить у детей воображение, фантазию, провожу занятия по музыке, развлечения, праздники вовлекая детей в театрально-игровую деятельность, начиная с самого раннего возраста. В первой младшей группе прыгаем как зайчики, ходим как лисички, как мишки, летаем как птички и т. д. В средней группе уже прошу спеть песенку медведя У-У-У (грубым голосом, мышки (тоненьким голоском). В старшей группе дети уже выполняют любое мое задание изобразить медведя, лисичку, злого волка (мимикой, жестами, движениями).
Ребята с удовольствием исполняют любые роли, и показывают своим товарищам различные представления, увлекаясь игрой в «театр». Вот пример: недавно поставила сказку Ц. Сутеева «Под грибом» в которой семь ролей - ведущий, муравей, бабочка, лиса, мышка, заяц, воробей. Сказку-драматизацию показали всем детям детского сада.
В один из дождливых дней захожу в группу, даже не в ту где были дети артисты, а там Саша взял зонтик, превратил его в грибок и дети показывают эту сказку.
На каждый праздник тоже включаю сценки. Праздник это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Праздники для детей стараюсь устраивать очень часто, готовлюсь каждой группой свой праздник, потом показываем его другим детям. Таким образом дети узнают больше. Со старшими детьми после Нового года 2-3 занятия рассказываю о Рождестве. Дети узнают, что в эти дни дети ходили по домам и пели песни-колядки.
Со средней группой готовлю День Валентина, День Защитника Отечества, показываем праздники всем, где дети принимают активное участие в играх, танцах.
Следующий праздник - Масленица, которою готовлю по частям в разных группах, затем объединяю в целое и получается один большой праздник на котором обязательно угощаем детей блинами.
В нашем детском саде стало уже традицией привлечение взрослых персонажей: Бабы Яги, Лешего, Кикиморы, Карлсона, Деда Мороза, Снегурочки, Весна, Лето, Осень, Зима, Снеговик, Шапокляк, Домовой, Кот Базилио, Лиса Алиса и многие другие.
На все праздники тщательно продумываю музыкальное сопровождение. На ряду с классической часто беру и современную музыку.
Музыка - одно из самых ярких и сильных средств воспитания детей.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках доступных его возрасту, открывая перед ребенком дверь в этот мир, развивая его способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Специфика музыки заключается в том, что ее язык - это язык музыкальных образов. Музыка раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.).
Приучаю детей к понятиям об всех этих средствах. В детском исполнительстве особое место занимает пение. Это самый массовый и доступный вид музыкального искусства.
Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова. Пение — основной вид музыкального искусства обучению которому поддаются с раннего возраста. На любой ступени обучения детей учу правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому пению, формируя певческое дыхание. Основание этих навыков — путь к выразительному исполнению, к формированию слуха и голоса. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.
Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах возникает в быту ребенка и сопровождает его в играх. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Играя на инструменте ребенок самовыражается.
Музыкально-ритмические действия благодатная почва для становления и развития творчества детей. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь-то песня, танец, хоровод или инсценировка.
Процесс детского музыкально-ритмического творчества может схематично представлен в следующем виде:
Музыка - Переживание - Создание музыкально-игрового образа.
Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, частности, музыка таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.
Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизация песен, интерпретация их, сочинение своих ритмов.
Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка.
На протяжении пяти последних лет провожу нетрадиционные занятия и развлечения, которые дают возможность актуализировать творческий потенциал и воспитателя, и ребенка.
Сама организация нетрадиционного занятия отличается не только внешними, процессуальными средствам актуализации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъективности.
В период подготовки нетрадиционного занятия привлекаю и детей и родителей. Они получают определенные задания, которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, сшить костюм, маску, сделать декорацию.
Затем провожу совместные репетиции, разучиваю массовые танцы, песни.
То творчество и труд, что были затрачены на подготовку, безусловно, должны получить оценку зрителей и участников, и здесь очень важна роль ведущего - руководителя мероприятия. Его культура, такт, умение подбодрить детей, проявить педагогическое умение В СЛОЖНЫХ ситуациях, шарм — все ЭТО залог успешного проведения занятия или праздника.