Людмила Новопашина
Доклад (из опыта работы) «Музыка и движение»
▼ Скачать +Заказ
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональное переживание, рождаю определенное настроение под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный и плавный характер пляски, наоборот, позволяет сделать осанку свободней, движения – неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Публикация «Доклад (из опыта работы) „Музыка и движение“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Связь между музыкой и движение не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных исходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – всё это может отражаться в движениях.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени; изменяется его характер, направление, развивается рисунок построения, чередуются индивидуальная и групповая его последовательность.
Принцип контрастности и повторяемости в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторяемость. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические темповые обозначения – изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движения.
Движение помогает лучше воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придаёт ему особую выразительность.
В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Например, «Поезд» Тиличеевой – это очень ритмическое произведение, которое помогает детям понять, где надо двигаться медленно, быстро или бежать.
Так, в условиях интересной и увлекательной деятельности – ритмики – совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка.
Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети много узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.
Познавательные процессы во время занятия ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идёт о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает, что в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.
Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют образ, причём каждый ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. Так рождается творческое воображение. Музыкально-ритмические движения – это волевые проявления, так как ребенок достигает поставленной перед ним задачи.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Игры и танцы требуют быстрой реакции, переход от движения к движению, умение быстро тормозить – дети эмоционально обогащаются.
Занятие ритмикой является воспитательным процессом и помогает развитию таких сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.