Зуля Тагирова
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира.
Н. Н. Поддьяков.
Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью большое значение имеет познавательная активность. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Психологи (Богоявленская, Н. Н. Подъяков, А. И. Савенков, Л. А. Венгер, М. В. Кларин ….) доказали, что экспериментирование является ведущим видом деятельности, в которой происходит активное познавательное развитие. Познавательное развитие – это сложный процесс, который имеет свои направления, особенности закономерности и понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом, как поиск, методом проб и ошибок, исследование, экспериментирование, непосредственное открытие, в результате, которого происходит открытие нового знания.
Экспериментирование это наиболее эффективный способ обучения детей дошкольного возраста, неслучайно, поэтому в нашей дошкольной образовательной организации уделяется ей большое внимание. В ДОУ создана методическая система работы по детскому экспериментированию, которую мы начали с построения развивающей предметно-пространственной среды, изучения специальной психолого-педагогической и методический литературы. В ДОУ имеется библиотека по разделу «Детское экспериментирование», формируется картотека опытов и экспериментов для детей всех возрастных групп, познавательно - игровой зал, создана детская мини – лаборатория, которая оснащена:
• детскими микроскопами,
• «Лаб-лабораторией»,
• переносной мобильной лабораторией для определения погоды,
• телескопом,
• лупами,
• измерительными приборами: песочными часами. Весами различных видов.
• Наборами для опытов:
• с магнитами
• для выращивания кристаллов
• для мыльных пузырей
• для игр с водой и песком.
Она постоянно пополняется. Во всех группах ДОУ созданы «Уголки экспериментирования», где дошкольники совместно с воспитателями проводят опыты. Маленькие исследователи, проводят простейшие опыты с песком, водой, снегом, льдом, наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями происходящими в живой и неживой природе.
В своей группе мы с детьми проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, водой, песком, землей, воздухом); знакомим с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость); с физическими свойствами предметов (скорость, направление).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован "уголок экспериментирования". Материалы, находящиеся в "уголке", распределены по разделам:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекла, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, песок, ракушки, почва, шишки, орехи, семена;
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки;
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, клеенчатые фартуки, лейки, лопатки, сито, свечи, полотенца;
- карточки-схемы для проведения опытов;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная;
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
Живая природа: (характерные сезонные особенности в природе, многообразие живых организмов как приспособлений к окружающей среде). Провели опыты: "Необходим ли свет растениям", "Сажаем лук".
Неживая природа: (воздух, вода, песок, свет, звук, магнит). Много интересных опытов провели: "Защитные свойства снега", "Тающий лед", "Игры с песком", "Песочная страна", "Прозрачная вода", "Воздух", "Делаем мыльные пузыри", "Свет повсюду"," Почему все звучит?".
Человек: (закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении: уши-слышать, глаза-видеть, язык-определять на вкус, нос-определять запах). Опыт: "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем".
Стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации, часто использую сказочных героев. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших "открытий.