Марина Бородина
Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование представлений об объектах окружающего мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место. Сформированные представления помогут ребенку легче адаптироваться в мире, в котором ему предстоит жить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей нашей возрастной группы формирование представлений об объектах окружающего мира и расширение кругозора мы ведём через знакомство с предметным окружением по принципу : от простого к сложному. Ознакомление с объектами окружающего мира мы проводим в форме игр. Детям предлагали серии игр-занятий, в основе которых лежали различные действия. Например, серия «Игры-раскладки», «Помоги Незнайке» и т. д., направлена на различение предметов природного и рукотворного мира. Так, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе Незнайки раскладывали предметы природного мира и рукотворного мира (картинки) в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложнялась: требовалось не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в красную папку: его сделали люди»). Проводили игры, направленные на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения предмета. Проводились игры на определение функции предмета. Детей сначала побуждали только назвать цвет, форму, функцию вещей; потом, например, в игре «Найди пару», задание усложнялось: надо не только назвать способ использования предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (кровать – диван; стул – кресло; тарелка – блюдце и т. д.). Эта задача требовала опоры на прежний опыт использования предметов.
Во второй половине года начали знакомить детей с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина, в процессе действий с ним позволяли его ощупывать, поглаживать, гнуть, сжимать, бросать. Проводили «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» («Деревянный брусочек», «Что лучше: бумага или ткань», «Бантик из бумаги и ткани», «Тарелочка из глины», «Послушная глина», «Подарки для медвежонка», «Определи дерево» и т. д.) Например, в игре-занятии «Бантик из бумаги и ткани» в гости приходит кукла Катя. Она грустит: не может завязать себе бантик. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бумажный бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге. В игре-занятии «Послушная глина» в гости к детям приходит кукла Маша, она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней делать, она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусочек от целого куска (отрывается, делают из него колбаску, раскатывают в ладошках (раскатывается, принимает разные формы).
Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие детей к пониманию родовых понятий, мы использовали разнообразные задания. «Что в коробке?» (понятие «одежда», «Куда что положить?» (классификация предметов)
Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинство различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый, но не умеют правильно называть их. Поэтому мы регулярно проводили упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: «Найдите предметы такого же цвета, как моя ленточка», «Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)», «На синий поднос положите вещи такого же цвета» и т. п.
Одна из любимых детских игр – приготовление еды куклам (животным) и кормление их. Однако детям пока недостает жизненных впечатлений, и их действия однообразны. Поэтому мы проводили дидактические игры-занятия «Приготовим салат», «Научимся заваривать чай», «Сварим овощной суп»
Проводили познавательные праздники : «Праздник воздушных шаров», «Фантики – бабочки», «Мыльные пузыри», «Разноцветные ленточки», «Рисунки на асфальте». В процессе занятий по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию мы старались формировать у детей интерес к явлениям природы, учили бережно относиться к растениям и животным (не рвать цветы, листья, не ломать ветки, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков). Проводили игры-забавы («Веселые бабочки», «Песочный город», «Собери цветок»).
В ходе целенаправленных наблюдений дети научились замечать изменения, которые происходят в природе от сезона к сезону; познакомились с основными потребностями человека и животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В процессе игр «Четвертый лишний», «От какого дерева лист?», у детей сформировались элементарные представления о некоторых растениях, растущих в данной местности, о характерных особенностях времен года. При описании явлений природы мы использовали стихи, песенки, потешки, пословицы, побуждали детей отражать в рисунке красоту окружающего мира, знакомили с некоторыми домашними и дикими животными и их детенышами, особенностями их передвижения, поведения и питания. В своей работе использовали познавательные проекты «В мире животных», «Наши любимцы». Для закрепления знаний о животном мире проводили игры «Зоологическое лото», «Летает – не летает», «Кто где живет?», «Назови жилище», «А у нас во дворе», «К нам приехал гость», игры-сюрпризы («Ты кто?» и др.). Использовали презентации «Дикие животные наших лесов», «Как дикие животные готовятся к зиме», «Домашние животные» и др.
Предметно пространственная развивающая среда способствовала формированию представлений об объектах окружающего мира, В группе создать центр для исследований, который постоянно обновляется (веревки, пластиковые бутылки разных размеров, растворимые продукты (сахар, соль, мерные ложки, кружки, в контейнерах природный материал (камешки, шишки, желуди). Работая с этими предметами дети могут совершать свои первые открытия. В зоне игровых модулей собраны игрушки для мальчиков и девочек: это многообразные машинки и куклы: легковые и грузовые автомобили, машины специального назначения (пожарная, скорая помощь, полицейская, газовая служба, куклы большие и маленькие, детали строителя. Здесь расположена и детская мебель, которая создаёт условия для творческой деятельности детей. Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребёнка нашей группы. Есть уголок сенсорного развития и восприятия. Дети могут подуть на цветную ленточку, запоминая основные цвета, поиграть с вкладышами разной формы и размера, играми - шнуровками разного вида и т. д.
Одним из любимых уголков является уголок безопасности или уголок по ПДД. Здесь можно увидеть не только различные марки игрушечных машинок и строительные наборы, но и интересные пособия для малышей с красочными иллюстрациями: «Три сигнала светофора», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Правила безопасности для маленького пешехода». Особенно здесь любят играть наши мальчики. В процессе игровой деятельности они продолжают знакомиться с правилами безопасности на дороге, улице, при пожаре и в незнакомых ситуациях.
Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений об объектах окружающего мира, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников, большинство из которых с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях. В работе с родителями использую различные формы. Выставки поделок из природного материала, изовыставки, фоторепортажи, проекты (умные игры, семинары – практикумы по данной теме и др.
В результате к концу года большинство детей могут легко ориентироваться в ближайшем окружении : без труда назвать часто встречающие предметы, объяснять их назначение выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал, узнают и называет несколько диких и домашних животных, называет особенности внешнего вида животного, его поведение, передвижение (чем питаются, как о них заботятся, где живут, различают некоторые овощи и фрукты, знают о пользе фруктов и овощей, различают некоторые деревья, травянистые и комнатные растения, знают строение растения и условия роста, совместно со взрослыми поливает их, без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, имеют элементарные представления о сезонных явлениях в природе устанавливают причинно – следственные связи, узнают и называют несколько птиц, знают, чем питаются, где живут, совместно со взрослыми кормят птиц.
Таким образом, получение положительных эмоций во время познания мира, правильная организация процесса формирования представлений о нем и отношение самих взрослых, способствует становлению у младших дошкольников представлений об объектах окружающего мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем.