Наталья Киреева
«Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Август 2022 год.
В связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования, для педагогов ДОУ актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для моделирования ситуации развития ребенка.
Для реализации задач развития личности ребенка в различных видах общения и деятельности необходимо создание специально организованной и адаптированной к современным детям развивающей предметно - пространственной среды.
Публикация «„Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Возможность позитивного общения, совместной деятельности детей и педагогов обеспечивает использование в образовательном процессе разнообразных интерактивных средств, таких как интерактивный стол «Project Touch» и интерактивная доска.
Данное оборудование специально разработано для детей дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека.
Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потребности детей, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития.
Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для взрослых, так и для малышей, не требует специальной подготовки педагогов. Применение интерактивного стола в образовательном процессе ДОУ позволяет решать задачи социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Вовлечь детей в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.
На нашем интерактивном столе установлен комплект интерактивных обучающих программ для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми 5-7 лет «Умный ребенок».
Программы имеют интуитивно понятный для детей интерфейс, адаптированный для использования на устройствах с сенсорными экранами. Комплект содержит множество игровых заданий разного уровня сложности и многочисленные версии их выполнения. Кроме игр в комплект включены тренажёры с упражнениями по русскому языку и математике для подготовки будущих первоклассников. По тематике комплект разделё н на блоки: «Игродром от 3+ до 5,5+», «Волшебные краски», «Чудо-пазлы», «Арифметика для малышей», «Русский язык для малышей».
Выполняя задания игр блока «Русский язык для малышей», старшие дети познакомились, а младшие только знакомятся с гласными и согласными буквами, учатся разделять слова на слоги, тренируются в правильной постановке ударений, совершенствуют навык чтения не только отдельных слов, но и целых предложений. В речевой деятельности детей интерактивный стол используем для решения следующих образовательных задач:
• обогащение активного словаря;
• совершенствование грамматического строя речи;
• развитие фразовой речи, умения задавать вопросы, делать умозаключения;
• формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В блоке «Арифметика для малышей» знакомим не только со счётом и сравнением количества объектов, но и обучаем правилам арифметики: сложению и вычитанию.
Для самостоятельного рисования в комплект включён еще один блок- «Волшебные краски». Он состоит из поля и необходимого набора инструментов. С их помощью дети сами создают различные рисунки, так же разукрашивают готовые шаблоны.
Блок «Чудо-пазлы» развивает логику, воображение, память и внимание.
Блок «Игродром от 3+ до 5,5+»,- развлекательный. Разнообразная тематика его игровых заданий, конечно, очень увлекает детей. А сам процесс игры помогает развить у детей фантазию, ассоциативное мышление, сообразительность, внимание и память.
Интерактивный стол поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает значимым его использование в среде дошкольного образования.
Занятия проходят в форме увлекательной игры, в которой каждый ребенок становится активным участником, стремится проявить инициативу.
Живой интерес вызывает средство, через которое преподносится материал. Ребята не замечают, что выполняют обучающие задания, они просто играют с сенсорными поверхностями и получают от этого огромное удовольствие.
Игра, организованная за «умным» столом, сплачивает детей, способствует развитию навыков продуктивного сотрудничества, умения работать в команде. Некоторые задания для стола предполагают только совместные решения. Таким образом, ребята учатся договариваться, прислушиваться к мнению других, высказывать свои предположения, уступать друг другу.
В процессе игровой деятельности с использованием Smart – технологии развиваются коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность общения дошкольников со сверстниками и взрослыми:
• желание вступить в контакт с окружающими;
• умение организовать общение (слушать собеседника, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства, решать конфликтные ситуации);
• соблюдение правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Технические возможности и функции интерактивного стола позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и продемонстрировать детям процессы и явления, которые невозможно увидеть в реальности, например, деятельность представителей различных профессий, поведение животных в естественной среде, процесс производства некоторых предметов. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие, понимание и запоминание информации дошкольниками, увеличивает их познавательную активность.
В интерактивной игре у детей повышается концентрация внимания. Решая интерактивные задачи, ребенок сравнивает и обобщает, выделяет внутренние связи объектов.
Выполняя задания, ребята самостоятельно управляют сенсорной поверхностью стола с помощью прикосновений рук, что способствует совершенствованию навыков пространственной ориентировки, развитию произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
В детском саду так же есть интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Значение работы с интерактивной доской в ДОУ :
-предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий;
-дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность;
-помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность;
-интерактивная доска – увлекательная обучающая игра;
-дает возможность использования в различных видах деятельности;
-помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие и др. ;
-активное вовлечение ребенка в образовательный процесс;
-повышает учебную мотивации детей;
-дает возможность легко создавать увлекательные игры.
Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с возможностями интерактивного стола и интерактивной доски в образовательном процессе – это эффективное средство развития дошкольников при реализации ФГОС дошкольного образования, которое позволяет сделать процесс познания для ребенка увлекательной игрой.