Оксана Звягинцева
Доклад «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка.
Публикация «Доклад „Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Проявив интерес, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Для работы с детьми, использую такие игры с предметами : «Помоги снеговику», «Сколько рыбок в аквариуме», «Сложи из палочек», и т. д.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В своей работе использую настольно-печатные игры : «Дни недели», «Вчера сегодня, завтра», «Времена года», «Поставь цифру на своё место», «Продолжи цепочку», «Собери по образцу «и т. д.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции. В своей работе с детьми использую словесные игры : «Кто знает – пусть дальше считает», «Кто больше назовёт», «Посчитай и ответь», «Весёлые математические задачки» и т. д.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. В начале детей увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
В работе с родителями я использую следующие формы :
Родительские собрания;
консультации индивидуальные и групповые,
индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;
домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
открытые показы занятий по математике, с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребенка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Проведенная работа дала положительный результат.
•дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);
•умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
•проявляют инициативу при решении проблемных ситуаций и задач.
•дети стали более самостоятельными, уверенными в своих силах.
Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.