Смирнова Людмила Васильевна
Формирование основ здорового образа жизни детей раннего возраста с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на региональном семинаре
«Формирование основ здорового образа жизни детей раннего возраста с ОВЗ в условия специализированного дома ребенка»
На базе ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребенка»
12.09.2021 год.
Тема: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
Подготовила воспитатель ГКУЗ МО «Краснополянский специализированный дом ребенка»
Смирнова Л. В
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни детей раннего возраста с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей жизни ребенка, является самостоятельность.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т. к. необходимо решать проблему подготовки детей к условиям жизни в современном обществе. Дети в процессе воспитания и обучения должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности.
Моя деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.
В результате анализа по развитию самостоятельности у детей раннего возраста мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности детей, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной жизни.
Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, познавательной и т. д.).
Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание занятия, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, которое является условием полноценного развития.
Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с воспитателем, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За долгие годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной предметно – развивающей среды, которая мне позволяет обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
При выполнении совместных действий хвалю ребёнка, даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.
В наш специализированный дом ребенка поступают дети не совсем обычные. например дети с синдромом Дауна. К таким детям нужен специальный подход. Они могут многому научиться, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден. Занимаясь развитием таких детей и благодаря стараниям воспитателей, они становятся более самостоятельными. В процессе обучения воспитатели сами говорят и показывают ребенку что и как он должен делать, такое обучение направлено на формирование навыков. Большинство навыков самообслуживания зависят от развития навыков мелкой моторики. Такие дети позже держат в руках чашку и пользуются ложкой. Но прогресс в обучении зависит от практики, поэтому необходимо позволять ребенку пытаться есть самостоятельно, не бросаясь помогать, даже если он будет пачкать все вокруг. Нужно научить ребенка пользоваться туалетом, не обязательно он будет проситься в таком раннем возрасте, но может подавать нужный сигнал. Только небольшая часть времени обучения к самостоятельной жизни проходят в форме занятий, в основном же задачи решаются в повседневной жизни и игре. Такому ребенку нужно все объяснять медленно с длинными паузами.
По моему докладу я сделала следующие выводы:
1. Для развития самостоятельной личности ребенка необходимо обеспечить ему комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития в доме ребенка.
2. Создать условия свободного выбора деятельности, для принятия им решений, выражения своих чувств и мыслей.
3Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
4. Осуществлять педагогическое общение с ребенком на принципах любви и понимания.
5. Очень важно создать образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать в соответствии со своими целями и возможностями.
6. У каждого ребенка должна быть возможность заниматься любимым делом.
В процессе развития самостоятельности в условиях дома ребенка очень важна роль воспитателя, т. к. его деятельность направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных способностей, что поможет нашим детям в дальнейшей жизни.