Юлия Фомченкова
Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды «В гостях у Лесовичка»
Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Лесовичка".
Актуальность.
Современное ДОУ - это удивительный мир, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, познаёт окружающую действительность. Организация и обогащение такого опыта расширяется при создании в ДОУ предметно - развивающей среды. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Позитивный взгляд на предметный мир как средство воспитания появился уже в эпоху Возрождения. Позднее в своём труде "Великая дидактика" Я. А. Коменский писал, что среда ребёнка должна быть приятной внутри и снаружи.
Окружающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, то есть должна работать на реализацию творческого потенциала дошкольника.
Поэтому мы разработали и воплотили дизайн- проект создания нестандартного, оригинального интерьера лестничной площадки ДОУ. Наша площадка предоставляет возможность детям всего детского сада самостоятельно, вместе с родителями и педагогами изучать сезонные изменения в природе.
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через предметно-развивающую среду.
Задачи:
1. Закреплять представление детей о временах года.
2. Активизировать представление детей о сезонных изменениях в природе, о животных и растениях нашего края.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
4. Развивать познавательную активность.
Ожидаемые результаты:
Высокая познавательная активность детей.
Знания детей о сезонных изменениях в природе, животном и растительном мире нашего края.
Выполнение проекта.
Осень: Создание лесного уголка, установка дерева, ёлочки. Заселение хозяина уголка - лесовичка. Осенняя листва на дереве, грибочки, паук на паутине, серая белка, семейство ежей несут запасы (грибы, яблоко).Корзина и блюдо с дарами осени.
Зима: Снег, снеговик, птички (синицы, снегири, воробей, кормушка; лиса, заяц-беляк,медведь спит в берлоге.
Новогодняя композиция: Дед Мороз, ёлка украшена шарами, конь с санями.
Весна: Проталины, ручей, почки на дереве. Заяц - русак, трава, первые цветы (подснежники, одуванчики).Листочки на дереве, гнездо с аистами, семейство ежей. Лесное озеро (камыши, лилии, лягушка).
Лето:Насекомые (бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, божьи коровки).Ромашки, кукла с малышом на велосипеде.
Диагностическое исследование познавательной активности и отражение тематики сезонных изменений в природев играх и продуктивной деятельности.
Используемый метод:
наблюдение за детьми в совместной деятельности педагога с детьми и свободной деятельности детей.
Для фиксации наблюдений установили следующие условные обозначения:
В - ребёнок задаёт познавательные вопросы;
П - ребёнок самостоятельно проявляет интерес к продуктивной деятельности с природной тематикой (конструирование, аппликация, рисование);
Э - самостоятельно проявляет интерес к работе с энциклопедиями, познавательной литературе;
И - проявляет интерес к дидактическим играм на экологическую тематику;
Н - проявляет интерес к наблюдению за живой и неживой природой.
Диагностика исследования знаний детей о сезонных изменениях в природе, животном и растительном мире нашего края.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире).
Используемый метод:
беседа с детьми и фиксация результатов в таблице.
Для фиксации результатов опроса установили следующие условные обозначения:
В- ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы
С- ребёнок отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов
Н- затрудняется ответить
Вопросы для беседы:
1. Перечислите времена года, начиная с зимы.
2. Какое сейчас время года?
3. Какое время года будет следующее?
4. В какое время года холоднее (теплее) всего?
5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой?
6. Что происходит весной с растениями?
7. В какое время года много травы, цветов?
8. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
9. Кто из животных спит зимой?
10. Кто из животных меняет мех на зиму?
11. Как ты узнал, что наступает осень?
12. Какое время года было до нее?
13. В какое время года ласточки улетают на юг?
14. Какой месяц начинается после марта?
15. Когда плоды рябины становятся красными?
16. Что такое подснежники?
17. В какое время года мы можем увидеть снегирей?
18. Какого цвета листья деревьев становятся осенью?
19. Какие растения растут в лесу нашего края?
20. Какие животные обитают в наших лесах?