Ирина Шарова
Доклад на педсовете «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду»
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является развивающей предметной среды.
Создание обогащённой экологической среды в детском саду рассматривается не только как условие, но и как метод экологического воспитания, ибо эта деятельность является непрерывным, педагогически обусловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослые всем своим поведением демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с природой, обучает понимание взаимосвязи растений и животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, сопереживание, любовь к живому.
Публикация «Доклад на педсовете „Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все другие методы экологического воспитания (словесные, игровые) реализуют другие виды деятельности, но в центре их остаётся та - же идея приспособительного взаимодействия организма со средой.
Можно выделить два направления предметной развивающей среды :
а) создание новых элементов развивающей среды;
б) экологизация существующих.
К первому относятся экологические центры, экологическая комната, лаборатория для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Второе направление – это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные залы и т. д. Они могут быть использованы в целях экологического воспитания.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов) ;
— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами) ;
— оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе) ;
— формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы) ;
— формированию экологически грамотного поведения (навыков
рационального природопользования; ухода за животными, растениями,
экологически грамотного поведения в природе) ;
— экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.) . В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива.
Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов.
Каждый из них выполняет свою функциональную роль.
Модели климатических зон.
Зимний сад
Живые уголки.
Центр воды и песка. Карты.
Огород на окне. Экологическая
Экологическая библиотека. комната.
Комнатные растения. Лаборатория
Развивающие и природы.
дидактические игры. Экологическая
Жалобная книга природы.
Календари природы. Гостиная.
Цветник. Экологическая тропа.
Огород лекарственных
трав Уголок нетронутого леса или
Метеоплощадка. Огород овощных культур.
Оптимальная реализация эколого – развивающей среды происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы.
Ближайшее окружение ребёнка – это растения и животные уголка природы. Именно постоянно существующие уголки природы дают возможность организовать различные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности: наблюдения, создание необходимых условий для живых существ и т. д.
Уголок природы – обязательная принадлежность каждой группы. Следует знать следующие требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.
2. Уход за обитателями уголка должен быть доступен детям дошкольного возраста по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени. Поэтому отбирают растения и животное, неприхотливые к пище и уходу за ними
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызывать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных, чтобы видеть и индивидуальные признаки.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасные, не приносить ни малейшего вреда для здоровья для детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста. Развития в условиях помещения детского сада.
Уголок природы должен радовать лаз, украшать интерьер. Уголок природы размещают в светлой части группы. На подставку высотой 50 см ставится аквариум с рыбками: золотая рыбка, карась и т. д. Уголок украшают цветущие комнатные растения с ярко выраженными составным частями : фикус, герань, бальзамин, фуксия и т. д. Комнатные растения размещают, таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудится в уголке природы.
В уголке природы могут быть, как постоянные животные : рыбки, улитки, черепахи, морские свинки, птицы, так и временные обитатели: ёж, белка, кошка, собака. Воспитатель создаёт условия для наблюдения в уголке природы за поведением животных, способами их питания и передвижением, помогает замечать характерные признаки внешнего вида, строения животного, учит правильно ухаживать за ними.
Помимо комнатных растений и животных уголка природы эколого – развивающая среда включает использование большого количества наглядного материала. Предлагаю примерный перечень материала и оборудования эколого – развивающей среды :
1. Календарь природы.
2. Дневники наблюдений.
3. Экологическая библиотека о природе.
4. Развивающие и дидактические игры.
5. Паспорта растений и животных.
6. Карта родного края, глобус.
7. Огород на окне.
8. Поделки, рисунки детей и взрослых.
9. Альбомы типа: «Домашние животные», «Овощи и фрукты», «Времена года».
10. Инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования.
11. Объекты для экспериментирования.
12. Растения, характерные для различных времён года.
13. Краеведческие материалы.
14. Сундучок с природным материалом.
Книги познавательного характера и т. д. Один из путей повышения эффективности работы экологического образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы в условиях эколого – развивающей среды группы :
Перечень форм и методов экологической работы, которые можно
использовать в ДОУ.
- экологические НОД;
-экологические экскурсии;
-уроки доброты;
-уроки мышления;
-экологические кружки;
-экологические конкурсы;
-КВН, аттракционы, викторины;
-экологические акции;
-обсуждения и проигрывание ситуаций;
-зелёный патруль;
- лаборатория юного эколога;
-клуб исследователей природы;
-составление экологических карт;
-экологические наблюдения;
-ведение фенологических календарей природы;
-коллекционирование;
-экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники и развлечения;
-экологические игры;
-экологические сказки;
-экологический тренинг;
-инсценировки, театрализации и т. д.
Дзержинск
2015г.