Анастасия Федорова
Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды ДОУ»
Пояснительная записка
Проект раскрывает задачи и содержание работы по приобщению педагогов к воспитанию ребенка-дошкольника посредством совместного коллективного творчества с учетом особенностей и направлено на организацию предметно-развивающей среды. Особое внимание уделяется эстетико-педагогическим условиям формирования дизайнерских навыков у дошкольников на совместных со взрослыми непосредственно образовательных деятельностях, определяется сущность и выделяются основные структурные компоненты дизайн-культуры у дошкольников, характеризуется их специфика применительно к детям указанного возраста. Организация образовательной деятельности дизайном с детьми с участием педагогов и родителей позволит приблизить детей к требованиям времени, сформирует у них творческие созидательные качества личности, эмоционально-оценочное отношение к окружающей предметной среде, а также вызовет чувство причастности к общему делу, укрепит взаимопонимание в группе.
Публикация «Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность
Актуальность проекта обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания ребенка, его духовного развития посредством приобщения педагогов и родителей к этим процессам.
Рассматривая человека в диалектическом единстве с окружающей средой, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и миром вещей, который он сам для себя создал.
В свете современных требований (ФГТ, СанПиН) к дошкольному образованию преимущественная установка на обучение детей некоторым унифицированным практическим умениям, которые с возрастом совершенствуются, уже недостаточна. Изобразительная деятельность служит средством развития чувств, эстетического вкуса, мышления, творческих сил и общего развития ребенка. Поэтому целесообразно подготовить к той сфере деятельности, к которой относится разработка гармоничной окружающей предметной среды.
Традиционно так сложилось в художественном воспитании детей дошкольного возраста, что им даются основы изобразительной и музыкальной деятельности. Дизайн же включает и рисование, и конструирование, и проектирование предметной среды. Многие боятся слова «дизайн», хотя все дети стихийно занимаются дизайном, оформляя свою жизнь. Дизайн – символ современной цивилизации, а его принципы созвучны синтетическому мышлению дошкольника. Экспериментируя, они чувствуют себя хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно осваивающими его.
Введение элементов дизайна в продуктивную деятельность детей позволит также реализовать единую образовательную от ДОУ до начальной школы.
Цель: Реализовать при грамотном руководстве педагогов на базе доступного освоения детьми основ дизайна и создание для ребенка комфортной материальной среды.
Задачи:
- приобщить детей к дизайн-культуре посредством коллективного творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства;
- развить у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат последовательного осуществления конструкторского замысла в процессе рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей, конструктивно-архитектурных навыков;
- формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка со взрослыми;
- воспитывать у дошкольников художественное восприятие предметного мира и эстетическое отношение к нему.
Основные условия педагогической работы (деятельности) :
- профессиональный дизайн, направленный на благоустройство пространства, окружающего ребенка, создаваемого взрослыми;
- детский дизайн, т. е. непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.
Предлагаемые формы работы с детьми по дизайну :
- Плоскостной (аппликативно-графический). Рисунки, аппликации, панно, коллажи, украшение одежды кукол, групповых комнат.
- Объемный (предметно-декоративный). Изготовление игрушек-сувениров из природных материалов, бумажной пластики «оригами», икебаны, аранжировка букетов, различных украшений.
- Пространственный (архитектурно-декоративный). Декоративное оформление внешнего вида зданий, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, других помещений.
Воздействие педагога и коллектива в целом на ребенка:
- наблюдение
- экскурсии
- организация предметной среды
- обогащение полезной информацией
- обеспечение природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами.
Педагог видит, что интересует ребенка, придумывает для него занятия, окружает его «домашней» мебелью, создавая уют. Помещения оборудуются современными и безопасной для детей техникой, специальным освещением, крупноблочными сборными игровыми элементами. В групповых комнатах размещаются детские работы, имеющие разный формат, размеры и выполненные в разных техниках и стилистиках, из различных материалов. По сути, это близкое ребенку философия убранства детского интерьера, отличная от принятых, нередко формальных требований к общественному учреждению, каким является детский сад. Это отражает демократические принципы воспитания детей: не запрещается играть, экспериментировать; они чувствуют хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно его осваивающими.
Приобщение дошкольников к дизайн-деятельности происходит в разных формах организации:
- на НОД;
- играх;
- досугах.
В итоге детское изделие должно быть ориентировано на полезное использование в жизни ребенка, детского сада и семьи. Успешность таких форм работы для приобщения их к основам дизайна во многом зависит от компетентности педагога в вопросах психологии и педагогики дошкольного детства.
Учитывая интересы и возможности детей группы, педагог:
-знакомит со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделированием, макетированием (фасоны, декоративные орнаменты для одежды, изготовление аксессуаров);
-показывает, как планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение;
-организует участие в создании композиций к утренникам и развлечениям (панно, коллажи, панорамы)
-учит использовать современное оборудование (лекала, трафареты, степлеры). Естественные – дерево, камень, ткани; искусственные – различные упаковки, бижутерия, пленка.
В МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Кэнчээри», исходя из реальных возможностей, создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГТ.
В основе построения предметно-развивающей среды лежит зонирование детских помещений – метод, создающий условия для оптимизации детского творчества. Выделены центры по интересам: «Центр успеха», «Гостиной», «Салон красоты», «Науки и экспериментирования», «Настроения», «Здоровья», «Познания», «Игрушек», «Кукольный театр» и т. д.
В группах создаются в перспективе условия для популярных у современных дошкольников «Салон красоты», «Супермаркет», «Банкомат», «Интернет-сервис», «Евросеть», «Автозаправка», «Фотосалон».
Основные принципы, придерживаемые нами:
- комфортность, принцип «одомашнивания»;
- полифункциональность;
- доступность;
- самостоятельность;
- эстетичность;
- открытость.
В процессе дизайнерской деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
В связи с тем, что речь идет о творческом развитии, наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы используются методы, объединяющие инновационный опыт педагогов:
-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный (рассказ, лекция, объяснения)
-репродуктивное воспроизведение действий по применению знаний на практике
-проблемное изложение изучаемого материала
Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность взрослого и деятельность ребенка.