Самаркина Елена
Дистанционные образовательные услуги в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Е. О. Самаркина, МАДОУ "МАЯЧОК» СП д/с 141, г. Нижний Тагил
"Дистанционные образовательные услуги в дошкольной образовательной организации"
В настоящее время в условиях разнообразия форм организации образовательного процесса и необходимости осуществления образовательной деятельности не только в ограниченном пространстве детского сада, но и за его пределами, особую актуальность приобретает использование дистанционных образовательных технологий. Дистанционные технологии образования в настоящее время достаточно распространены на разных уровнях образования, в данной статье мы рассмотрим возможность применения этой формы дошкольных образовательных организациях.
Публикация «Дистанционные образовательные услуги в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Поскольку согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», деятельность ДОО заключается в осуществлении присмотра и ухода за детьми и реализации программ дошкольного образования, мы не можем говорить о замене очной формы дистанционной. Однако, работа по образовательным программам частично осуществима в дистанционной форме. Поэтому в данной статье мы рассмотрим применение дистанционных технологий в ДОО для оказания дистанционных образовательных услуг. Дистанционные образовательные услуги позволяют оказывать помощь родителям, имеющим детей младенческого возраста, поскольку они имеют право на получение образовательных услуг уже с двухмесячного возраста ребенка, а далеко не каждый детский сад может принять таких малышей в группы; родителям, выбравшим семейные формы получения детьми дошкольного образования, будь то семейный детский сад или домашнее образование; дополнительную возможность обеспечения инклюзивного образования.
Дистанционные образовательные услуги специфичны по своей структуре, при этом сохранными остаются основные дидактические компоненты. По определению Т. П. Зайченко, дистанционные образовательные услуги представляют собой вид образовательных услуг, характеризующийся разделением педагогов и воспитанников (учеников) в пространстве и времени, но при этом обеспечивающий возможность обмена информацией при помощи современных цифровых технологий и информационно-коммуникационных средств [1].
В данном аспекте для педагога ДОО особый интерес представляют методы дистанционного воспитания и развития, адекватные для дошкольного возраста и дистанционных условий. В связи с этим необходимо сказать о противоречии, которое присутствует при организации образовательных услуг в ДОО. Одна из специфических особенностей дистанционного образования — необходимость высокой самоорганизации и саморегуляции, а также ограниченность методов обучения и воспитания, которые сводятся к словесным, наглядным и исследовательским. Целевая аудитория таких услуг в ДОО — это дети дошкольного возраста, у которых все психические процессы только начинают приобретать произвольные формы, и основной ведущей формой познания является деятельность с предметом. Поэтому основной задачей педагога ДОО при оказании дистанционной образовательной услуги является решение этого противоречия и поиск методов дистанционного общения с дошкольниками, позволяющих сделать процесс образования деятельностным.
Согласно классификации И. Ф. Харламова, существуют словесные, наглядные и практические методы. При оказании дистанционных образовательных услуг детям дошкольного возраста необходимо использование комплекса всех трех видов методов.
Слово педагога должно быть ярким и выразительным. Нужно принять во внимание, что размер экрана у каждого адресата разный и не всегда ребенок может увидеть эмоции, мимику педагога. Поэтому речь должна быть четкой, достаточно громкой, эмоциональной, выразительной и понятной. По той же причине и наглядность должна быть оформлена соответствующим образом : крупный план при необходимости, контрастные изображения, четкие и понятные изображения, как можно лучше отражающие характеристики объекта. Момент деятельности детей должен быть максимально безопасным и давать возможность использования вариативной среды. Конечно, достаточно просто раздать детям скакалки в спортивном зале и предложить попрыгать. Но как провести это дистанционно? Ответ на этот вопрос заключается в цели предложенного действия. То есть мы говорим о готовности педагога предлагать детям такие задания, которые помогут достижению образовательных целей и одновременно могут быть реализованы при помощи разных средств. Это касается каждой из пяти образовательных областей.
Например, при организации деятельности по художественно-эстетическому развитию целью занятия может быть формирование представлений о скульптуре. Такая формулировка дает возможность использования разных видов материала для проведения практических действий. То есть, ребенок может слепить что-то дома из глины, пластилина, теста, песка, но при этом он осуществит практическую деятельность. Более конкретные формулировки, как, например, развить навыки лепки из пластилина способом вытягивания, требуют предварительного согласования с родителями.
Аналогично в области познавательного развития. Например, целью занятия может быть закрепление представлений о количестве. Тогда дети могут использовать для наглядности любой счетный материал, имеющийся дома и даже нетрадиционные материалы. И также любая конкретика, например, сформировать умение строить сериационный ряд, требует согласования по средствам для занятия.
На помощь педагогу здесь могут прийти мультимедийные электронные ресурсы. Мультимедийные программы позволяют создавать электронные дидактические игры, интерактивные пособия, которые могут быть использованы для организации дистанционных занятий.
Обратная связь с дошкольниками не может быть организована так, как это происходит в школе, поскольку самостоятельная работа с цифровыми ресурсами достаточно сложна и чаще всего требует владения письмом. Поэтому оптимальной формой обратной связи с дошкольниками является видео конференция. В режиме видеосвязи педагог может оценивать, насколько ребенок заинтересован в занятиях, понимает ли он материал, может ли выполнить практическую работу.
Режим видеоконференции позволяет осуществлять деятельность по всем образовательным областям, согласно ФГОС ДО: проводить утреннюю зарядку, читать литературу и обсуждать ее, рассказывать сказки, слушать музыку, петь, проводить экскурсии, рисовать, лепить и так далее. Родители и дети могут получать видеоматериалы в оффлайн режиме и просматривать их. Конечно же, все занятия, которые проводятся дистанционно, должны иметь игровые формы: дидактические игры, квесты, путешествия и так далее; включать в себя все те же структурные части, что и всегда: мотивационную, организационную, основную, динамическую паузу, заключение с подведением итогов и рефлексию.
Таким образом, можно определить, что дистанционное образование возможно в детском саду в форме дистанционных образовательных услуг, которые позволят осуществить деятельность по освоению образовательной программы ДОО. При этом, можно отметить, что дистанционная форма позволяет использовать множество методов и средств организации занятий. Мы не говорим о полноценной замене очной формы на дистанционную, поскольку здесь есть ряд ограничений как видов деятельности, в частности предметной и сюжетно-ролевой игры, что особенно важно для дошкольников, так и организации развивающей предметно-пространственной среды, необходимой детям дошкольного возраста для создания зоны ближайшего развития. Однако, дистанционные образовательные услуги могут :
— являться достойной альтернативой при невозможности посещения ребенком детского сада в связи с состоянием здоровья или местом жительства;
— использоваться в качестве эффективного дополнения организации деятельности педагогов по освоению образовательной программы ДОО.
Список литературы:
1. Зайченко, Т. П. Дистанционное обучение как инновационная форма предоставления образовательных услуг / Т. П. Зайченко // Инновации. — 2005. — № 6. — С. 111–113.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / — М. : Эксмо, 2016. —300 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
4. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. — М. : Гардарики, 2002. — 520 с.