Елена Алексеевна Токарева
Дистанционные образовательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
В результате сильнейшей эпидемиологической угрозы, возникшей в 2020 г. с появлением новой коронавирусной инфекции, весь мир был вынужден объявить о самоизоляции населения. В этот период в системе образования был создан первый прецедент глобального перехода обучающихся на дистанционное обучение. С тех пор, как 1,6 млрд обучающихся по всему миру перешли от традиционного очного формата в онлайн-режим, начала активно формироваться «новая образовательная реальность», которая неразрывно связана с технологией дистанционного обучения.
Публикация «Дистанционные образовательные технологии» размещена в разделах
Понятие и сущность дистанционного образования были рассмотрены в работах таких учёных, как Л. Н. Авдеева, Л. Н. Бережнова, К. Г. Вержбицкий, Е. В. Карманова, Е. С. Маслакова и др. Изучением дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе обучения младших школьников, занимались Е. В. Гильмутдинова, Н. В. Гирман, И. А. Погодина, Г. А. Стаселович и др.
Цель исследования – рассмотреть требования к дистанционным образовательным технологиям и описать образовательные платформы, способные в значительной мере оптимизировать работу учителя начальных классов в период осуществления дистанционного обучения.
Материалы и методы исследования
Несмотря на достаточно высокий уровень научной разработанности проблемы внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс, на сегодняшний день обнаруживается недостаточная проработанность вопросов регулирования его осуществления в отношении младших школьников.
В отличие от старшеклассников, младшие школьники ещё не обладают должными умениями саморегуляции и владения информационно-коммуникационными технологиями, чтобы полностью самостоятельно выполнять задания дистанционно без помощи со стороны взрослых. Далее, в старшем школьном возрасте эти недостатки сглаживаются, так как школьники накапливают достаточные умения и становятся более самостоятельными, способными распределять своё время.
Основной дефицит дистанционного обучения в начальной школе связан с разрушением непосредственной взросло-детской и детской коммуникации: социальной, физической, эмоциональной. Этот дефицит подтверждает необходимость взаимодействия, общения и организации совместной деятельности младших школьников.
Привычная дидактическая ситуация построения образовательного процесса представляется таким образом, что имеющийся учебный материал должен быть усвоен младшим школьником, а педагог является посредником между материалом и обучающимся. Учебный материал в такой ситуации отбирается, систематизируется и преподносится педагогом в удобной и понятной для восприятия обучающимися форме. В то же время новая дидактическая ситуация, появившаяся с вынужденным переходом к дистанционному обучению в связи с пандемией по COVID-19, выглядит несколько иначе: педагог перестаёт выступать в роли посредника между содержанием и обучающимися, так как обучающиеся должны освоить учебный материал самостоятельно. В такой ситуации роль педагога сводится к выполнению организационно-методической функции: представить учебный материал в максимально понятном и лаконичном формате, который обучающийся мог бы освоить самостоятельно, не прибегая к помощи со стороны взрослых.
Перед педагогом, осуществляющим дистанционное обучение в начальных классах, стоит непростая задача по выделению предметно-смыслового «ядра» учебных программ и опущению всего второстепенного. Также необходимо уделять особое внимание максимально чёткому и краткому формулированию заданий, при этом оперативно осуществлять обратную связь после выполнения каждого задания. При объяснении нового учебного материала педагогу стоит отдавать предпочтение поэлементному объяснению через порционное изложение материала и его закреплению при помощи упражнений. Таким образом, организационно-методическая функция педагога заключается в выделении содержательного «ядра» учебного материала, его разбиении на несколько равных «порций», предусматривающих закрепление после каждой такой «порции» материала с мгновенной обратной связью [1, с. 57, 58].
Кроме выделения основного «ядра» учебного материала, перед педагогом стоит проблема организации дистанционного обучения с учётом норм, предъявляемых к организации такого обучения. Так, организация учебного процесса и режим обучения с применением информационно-коммуникационных технологий регламентируется специальным нормативным документом – Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», вступившими в законную силу с 01.01.2021 г. [2].
При реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий обучения в начальных классах необходимо соблюдать определенные требования:
1. Учащиеся не могут использовать более двух различных средств электронного обучения (интерактивная доска и ПК, интерактивная доска и планшет) одновременно.
2. Мобильная связь (смартфон) не может быть использована для обучения.
3. Учащиеся младших классов могут пользоваться ноутбуками с дополнительными клавиатурами.
4. Время непрерывного использования наушников не должно превышать 1 ч, а громкость не должна превышать 60 % от максимальной громкости.
5. Расписание составляется на основании дневной и недельной динамики умственной работоспособности учащихся и сложности учебных предметов. Образовательный процесс должен быть завершен до 18:00. Уроки не должны длиться более 40 мин.
6. Во время учебных занятий учитель должен применять двигательные упражнения, т. е. обязательное включение в середине урока упражнений, направленных на снятие зрительной утомляемости, напряжения с мышц шеи и плечевого пояса и т. д. [2].
По мнению Е. А. Булаевой и С. А. Котовой, применение дистанционного обучения в начальных классах будет эффективным только при соблюдении ряда условий:
1) обучение в дистанционном формате должно быть организовано в системе;
2) учебный процесс должен осуществляться в соответствии с реализуемыми учебными планами, которые могут быть скорректированы с учетом количества часов и специфики организации обучения;
3) все учебно-методические материалы в обязательном порядке проходят рецензирование (экспертизу);
4) образовательный процесс кроме традиционных учебно-методических материалов может включать сочетание аудиторных и дистанционных форм обучения, а также элементы самостоятельной работы обучающихся;
5) необходим учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;
6) образовательный процесс может проходить в режиме онлайн или в отложенном по времени режиме, что дает возможность школьнику самостоятельно изучать учебный материал в удобное для него время;
7) для осуществления дистанционного обучения учителям необходимо пройти обучающие курсы в данной области;
8) необходимо организовать единую электронную образовательную среду, гарантирующую взаимодействие всех пользователей, в которой также будут храниться, регулярно обновляться и систематизироваться учебно-методические ресурсы;
9) необходим мониторинг процессов дистанционного обучения и их эффективности» [3, с. 38].
Результаты исследования и их обсуждение
В современном обществе активно встает вопрос разработки и внедрения образовательных платформ, способных значительно оптимизировать деятельность учителей при осуществлении дистанционного обучения и сочетать возможности организации всех его видов, благодаря чему такое обучение становится интерактивным, богатым и интересным для учащихся.
Наиболее популярными образовательными платформами, демонстрирующими мультифункциональные возможности для осуществления с их помощью дистанционного обучения в начальной школе, являются: «Учи. ру», «Edu.Skysmart», «РЭШ», «Якласс», «ВКонтакте», «Яндекс. Учебник».
Рассмотрим их более подробно.
1. «Учи. ру». На данном портале все задания полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Портал предоставляет педагогам уникальную возможность организовать урочную деятельность согласно расписанию занятий, обеспечивая открытие доступа обучающимся к заданиям на платформе в определённое время. Данный функционал позволяет педагогам контролировать выполнение санитарных норм и правил по времени беспрерывного пребывания обучающихся на портале и в позднее время. Разработчики образовательной платформы предусмотрели различные варианты заданий по принципу «от простого к сложному», с обязательной рефлексивной частью после каждого блока заданий. На портале также есть встроенная электронная почта, что в значительной мере облегчает обучающимся отправку домашних заданий и способствует коммуникации между педагогом, обучающимися и родителями. Несомненным преимуществом платформы перед конкурентами является функция «виртуального класса» с возможностью проведения уроков онлайн. Во время онлайн-урока обучающиеся и педагог могут использовать внутренний чат для вопросов, обсуждения, получения реакции на ответ и т. д.
2. «Яндекс. Учебник». На данном портале все задания составлены в соответствии с требованиям ФГОС НОО и разработаны на основании примерных программ. Представленные упражнения на платформе разбиты по классам, предметным дисциплинам и темам, имеют разную степень сложности, что существенно облегчает их поиск для учителей. Дизайн «Яндекс. Учебник» схож с рабочей тетрадью на печатной основе, что способствует концентрации внимания учащихся на предлагаемом учебном материале. Представленные на платформе задания учитель может предложить обучающимся в качестве домашнего задания для отработки определенных умений и навыков. Система самостоятельно проверяет ответы школьников, автоматически выставляет оценку, формирует рейтинг обучающихся, ведёт мониторинг по каждому ребенку и классу в целом. На платформе имеется возможность проведения видеоконференций [4, с. 128].
3. «Edu.Skysmart». Возможности данной платформы дистанционного обучения предоставляют педагогу широкий выбор заданий, начиная от повторения пройденного на уроке материала и заканчивая заданиями для подготовки к ВПР по предметам начальной школы. Сервис очень удобен для педагогов, поскольку имеет простую навигацию по классам и учебному материалу, оснащён системой автоматизированной проверки заданий, после чего педагогу остаётся лишь перенести оценки в электронный журнал. Обучающиеся после выполнения заданий могут посмотреть правильные ответы и самостоятельно осуществить работу над ошибками, в то время как педагог, обнаружив большое количество неверных ответов, может повторно выдать обучающемуся похожий материал.
4. «Российская электронная школа» («РЭШ»). Данная образовательная платформа содержит полный курс уроков по всем предметам школьного курса. Разработана она таким образом, чтобы обучающиеся начальной школы и педагоги могли использовать интерактивные уроки для изучения и повторения учебного материала, проверки знаний, подготовки к контрольным работам в формате ВПР. Существенным недостатком платформы является её коммерческий характер в отношении профилей педагогов.
5. «ВКонтакте». Среди обучающихся данная социальная сеть очень популярна. В последнее время широкий функционал этой социальной сети сделал её привлекательной для педагогов с целью решения учебно-воспитательных задач. Социальная сеть предоставляет возможность организации прямых трансляций и конференций с аудиторией до 128 чел. В ближайшее время создатели социальной сети анонсируют возможность присутствия на онлайн-трансляции аудитории до 2048 участников, будет функционировать инструмент «поднять руку» и демонстрация экрана, что позволит педагогам использовать эту сеть в качестве полноценного виртуального класса. Отдельного внимания заслуживают инструменты загрузки видео- и аудиоматериалов, фотографий, документов и электронных презентаций.
6. «ЯКласс». Данный онлайн-проект позиционируется создателями Инновационного центра «Сколково» как «цифровой образовательный ресурс, предназначенный для школ». Образовательная платформа содержит проверочные работы с автоматической проверкой, 100 %-ной гарантией защиты от списывания, возможностью просмотра шагов решения и самостоятельного проведения работы над ошибками. На платформе имеются встроенные онлайн-тренажёры для подготовки обучающихся к ВПР [5].
В то же время наличие большого количества всевозможных образовательных платформ привело к необходимости унификации имеющихся цифровых ресурсов и платформ дистанционного обучения. Имеющийся социальный заказ общества хоть и со значительным опозданием приняло к рассмотрению Министерство просвещения Российской Федерации. Так, в 2021 г. Министерством была разработана стратегия «Цифровая трансформация образования», предполагающая к 2024 г. создание всех необходимых условий для успешного функционирования дистанционной формы получения образования на всех уровнях через создание единой федеральной цифровой платформы дистанционного образования, качественной подготовки педагогических и технических кадров, постоянного обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры и наполняемости банка электронных образовательных ресурсов [6].
В марте 2021 г. Министерством просвещения и Минцифры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» в некоторых регионах был запущен проект образовательной платформы «Сферум».
Данная образовательная платформа базируется на технологиях социальной сети «ВКонтакте» и имеет схожий интерфейс. «Ростелеком» гарантирует цифровую инфраструктуру и интеграцию с государственными информационными системами. Платформа призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным. На данный момент в системе зарегистрировано более 400 тыс. пользователей.
В рамках эксперимента, осуществляемого до 31 декабря 2022 г. цифровая образовательная среда на базе платформы «Сферум» должна быть «внедрена в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, обеспечивающего равные условия качественного образования обучающихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде» [7].
Заключение
Таким образом, из всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что:
1. Перед педагогами, осуществляющими дистанционное обучение в начальных классах, на данный момент стоит непростая задача по организации дистанционного обучения с учётом выделения основной предметно-смысловой составляющей учебных программ и соблюдению требований нормативно-правовой базы к осуществлению дистанционного обучения в образовательных организациях.
2. Дистанционное обучение в начальных классах может быть эффективным только при соблюдении определенных условий: системной организации учебного процесса и его построения с учетом количества часов учебного плана и особенностей организации образовательного процесса; учебно-методические материалы должны соответствовать требованиям ФГОС НОО; сочетание аудиторной и дистанционной формы обучения; дифференцированные задания, в которых учтены особенности учащихся; организация единой электронной образовательной среды. Предложенные условия являются базовыми и необходимыми для осуществления дистанционного обучения. Выполнение каждого условия в отдельности не гарантирует успеха в обучении, но в совокупности они образуют прочную основу, на которой строится продуктивный образовательный процесс в начальной школе.
3. На сегодняшний день существует множество различных образовательных платформ, которые можно использовать во время дистанционного обучения в начальной школе, основные из них: «Учи. ру», «ВКонтакте», «Edu.Skysmart», «Яндекс. Учебник», «РЭШ», «ЯКласс». С целью унификации образовательных дистанционных платформ в ряде регионов предпринята попытка запуска единой платформы «Сферум», что в скором времени сможет гарантировать бесперебойность осуществления учебного процесса даже в дистанционном формате.
Библиографическая ссылка
Разливинских И. Н., Новоселова С. П. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 36-40;
URL : https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2426 (дата обращения : 19.01.2024).