Анна Воропаева
Дистанционные консультации как эффективный способ установить контакт с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дистанционные консультации, как эффективный способ установить контакт с семьями воспитанников ДОУ.
Воропаева Анна Анатольевна, педагог-психолог [/h3]
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования. К сожалению, неуклонно растет количество семей, в которых есть какие-то проблемы с воспитанием ребенка, в том числе и неблагополучные семьи. Педагогу необходимо организовывать работу с ними, даже если родители сложно идут на контакт и отказываются участвовать в собраниях и встречах. В этом случае и в условиях бесконечной пандемии целесообразно и актуально использовать дистанционные консультации. Онлайн-формат поможет наладить взаимодействие с семьей и снимет психологический барьер у родителей.
Публикация «Дистанционные консультации как эффективный способ установить контакт с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Чтобы родители воспитанников не были в стороне от воспитательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно прибегнуть к дистанционным консультациям, как одной из форм взаимодействия с ними. Онлайн-консультации создадут условия для дальнейшего сотрудничества, снимут страх перед взаимодействием с педагогом-психологом, помогут добиться согласия родителей прийти на собрание или очную консультацию. При этом можно сочетать дистанционные консультации с другими формами взаимодействия с родителями, наблюдением, беседами с детьми.
Проводите дистанционные консультации, когда у родителей нет возможности прийти на очную консультацию в детский сад. Также онлайн-формат будет полезен в случаях, когда необходимо быстрое вмешательство педагога-психолога – например, чтобы дать инструкции родителю в связи с травмирующим ребенка событием.
В течение года с помощью дистанционных консультаций удобно доносить актуальную общесадовскую информацию до родителей, которые не посещают собрания. Например, если в ваши обязанности входит оповещение родителей о возможных рисках безопасности детей, это могут быть темы безопасного поведения дома и на природе, во время зимних праздников и каникул. Также в онлайн-формат можно перевести консультации по актуальным проблемам конкретных семей. Например, по проблемам детско-родительских отношений, сложностям с воспитанием детей, случаям физического и эмоционального насилия в семье, конфликтам, потере работы родителем, смерти близких. Составьте примерный тематический план дистанционных консультаций, чтобы заблаговременно подготовить необходимые материалы для виртуального разговора.
Пригласите родителя на онлайн-консультацию лично, например, когда он будет забирать ребенка из группы. Когда такой возможности нет, предварительно договоритесь об онлайн-консультации по телефону. Согласуйте дату и время консультации. Договоритесь с родителем о способе видеосвязи : с помощью WhatsApp, «Скайпа», Viber или других мессенджеров соцсетей. Попросите родителя в момент звонка находиться в закрытом помещении и по возможности одному, чтобы никто не помешал разговору и не отвлек от темы обсуждения.
Заранее позаботьтесь о качестве связи. Когда родитель мало мотивирован взаимодействовать с психологом, плохая связь может окончательно свести настрой на нет. Если связь прерывается в процессе диалога, предложите созвониться по телефону. Также вы можете закончить разговор с помощью аудиосообщений. Но помните, что обмен сообщениями не заменит живое общение.
Во время разговора старайтесь придерживаться темы консультации. Если родитель озвучит новый запрос, предложите обсудить проблему в конце диалога или назначьте новую консультацию. Включите запись разговора при необходимости, и если родитель согласен с ней. Учтите, что не во всех мессенджерах есть возможность записать разговор. В этом случае установите специальную программу – просто с диктофоном у компьютера или смартфона качественно записать разговор не удастся.
При консультации по видеосвязи собеседников разделяет экран телефона или компьютера, то есть граница, которой нет на очной встрече. Поэтому педагогу-психологу необходимо следить за контактом глаз, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Так родитель увидит, что педагог-психолог слышит и понимает его, настроится на откровенный разговор.
Используйте преимущества дистанционных консультаций.
В онлайн-формате удобно отправлять собеседнику изображения и задания для самостоятельной работы с ребенком, знакомить с дидактическим материалом и играми. При необходимости включите в консультацию совместный просмотр видео и обсудите его. Для этого в приложении нажмите на значок с двойным квадратом и включите демонстрацию экрана.
Формат онлайн-консультации ассоциируется с личным разговором, поэтому помогает родителям высказаться. Во время диалога родитель находится дома, в комфортной для него обстановке, он более расслаблен и меньше тревожится. Мессенджеры ассоциируются с конфиденциальностью и анонимностью, что может подтолкнуть обсудить узколичные проблемы тех родителей, которые обычно трудно идут на контакт.
Кроме индивидуальных онлайн-консультаций в настоящее время набирают популярность групповые дистанционные встречи. В этом случае особенно важным будет умение педагога создать благоприятный микроклимат в группе родителей, который позволит каждому участнику свободно высказываться по существу своей проблемы, отвечать на вопросы ведущего и других участников, возможно культурно оспаривать позиции, вызывающие неприятие. В групповом тренинге зачастую рождаются уникальные адекватные решения самых сложных воспитательных ситуаций.
Взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям воспитанников, но и самому педагогу: педагог, владеющий современными формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.