Панкрашкина Александра Владимировна
Дискуссия как форма взаимодействия взрослого и ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в старшей группе детского сада "Журавушка" г. Красноярска. С детьми группы мы используем такой метод обсуждения как дискуссия второй год.
Главной целью дискуссии является размышление и главная задача педагога: научить детей выражать свои мысли. Если начинать проводить дискуссию с ребятами с дошкольного возраста, то в школе им будет легче излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и они научаться слушать своих собеседников.
Публикация «Дискуссия как форма взаимодействия взрослого и ребенка» размещена в разделах
Конечно не каждый воспитатель может решиться на организацию такого обсуждения потому, что в классическом варианте занятия дети слушают педагога, берут с него пример, педагог сам задает вопросы, а не отвечает на них. Приходится менять свою позицию, тренироваться, учиться вместе, но стоит попробовать.
Еще одна сложность в том, что трудно оценить результат дискуссии. Чтобы это сделать нужно проводить фиксацию. Это может быть видео (тогда нужен помощник в этом деле, аудио (возможно сделать одному, но нет картинки, слышно только тех, кто говорит) или письменная фиксация (самая трудоемкая, приходится отвлекаться.
Чтобы дискуссия получалась нужно проводить ее регулярно, создать для этого атмосферу. Перед началом с детьми нужно обсудить или напомнить правила:
1. ждать своей очереди, можно ввести какой-то предмет в руках говорящего;
2. стараться четко формулировать свои мысли;
3. стараться быть понятым другими.
Существуют разные типы дискуссий и разные виды вопросов, но начинать лучше с самого простого, предложенного О. Бенефье в его книге "Философия с детьми", часто мы проводим его на Утреннем круге ("Что новенького, когда дети делятся своими новостями, обычно после выходных. Поначалу дети перебивают друг друга, часто не слушают других, повторяют друг за другом, говорят невпопад. Со временем качество дискуссии меняется, главное иметь терпение. В завершении хочу предложить вам фрагмент дискуссии с детьми на тему : "Что было бы, если дети и взрослые поменялись местами?"