ольга бакланова
Дифференцированный и индивидуальный подход в развитии связной речи детей с ОВЗ посредством инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД. Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу поделиться своим опытом работы по индивидуальному подходу в развитии связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инновационных технологий.
2 СЛАЙД Актуальность. Большинство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеют проблемы в развитии речи, восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития моторных и сенсорных функций, повышенную утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Публикация «Дифференцированный и индивидуальный подход в развитии связной речи детей с ОВЗ посредством инновационных технологий» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
3 СЛАЙД Цель моей деятельности развивать у детей связную речь, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Побуждать их к самоконтролю своей речи в повседневном общении.
4 СЛАЙД Задачи. Наметила задачи, они отображены на слайде
Для решения поставленной мною цели и задач, появилась необходимость использовать в работе по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья инновационные технологии.
5 СЛАЙД. Использую в своей работе нижеперечисленные технологии (обратите внимание на слайд, которые оказались довольно эффективными при работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапию; Логоритмику; Гелевую мнемотехнику; Дыхательные гимнастики; Куклотерапию; Анимацию; Ароматерапию и Песочную терапию.
6, 7, 8 СЛАЙД. Как правило, многие технологии использую в рамках проектов. Сказкотерапия входила в проект «Сундучок со сказками». Работу строила поэтапно. На первом этапе дети познакомились со сказками из волшебного сундучка, выбрали наиболее понравившиеся, придумывали общие сюжеты, создавали книжки-малышки. Когда все дети усвоили содержание сказок, начали подготовку к театрализованному представлению, распределили роли, выучили слова, придумали костюмы. Театрализованное представление показали детям младших групп и родителям. Заключительным этапом проекта была проведена викторина по сказкам.
9, 10 СЛАЙД: Логоритмика занимает важную роль в моей работе, она способствует преодолению проблем речевого развития, пополнению активного и пассивного словаря, развивает память, укрепляет мышечный аппарат, формирует правильную осанку, развивает дыхание, мелкую и крупную моторику и многое другое. Совместно с воспитателями проводим разнообразные ритмические упражнения, несколько из них представлены на слайде.
11, 12, 13 СЛАЙД Для создания благоприятных условий для детей с нарушениями психоэмоционального фона, использую в своей работе дидактическое пособие «Гелевая техника» (разработанное Натальей Каблуковой, которую я связала с мнемотаблицами и успешно применяю для снятия негативных проявлений. Эту технику я представляла на I съезде дефектологов.
Ребенок успокаивается, пока разглаживает гель. Создавая рисунок, легко может исправить, если что-то ему не понравилось. Прорисовывая и проговаривая материал, ребенок запоминает его быстрее. Данное пособие помогает детям дифференцировать свои ощущения и восприятия. У них быстрее формируются представления и понятия, они научаются устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выделять главное, обобщать, развивается связная речь.
14, 15 СЛАЙД: Дыхательные упражнения использую как элемент любого вида деятельности режимных моментов ДОУ. Такие упражнения формируют умения детей управлять собой, а следовательно, своей речью. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, укрепляет общее состояние ребенка.
16, 17, 18, 19 СЛАЙД В рамках проекта «История и традиции русского национального костюма» знакомила детей с историей и традициями, культурой русского народа, русским национальным костюмом. Совместно с родителями нами организован уголок предметов быта русской старины, созданы и представлены куклы в русских национальных костюмах, куклы-обереги, куклы-мотанки, альбомы для рассматривания. Подобраны и разучены с детьми русские народные игры, потешки, поговорки, прибаутки.
Куклотерапия способствует развитию у детей ВПФ, совершенствованию координации движений и мелкой моторики рук; установлению эмоционального контакта, объединению детей в коллектив.
Посредством куклотерапии дети выражают эмоции, чувства, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать); достигает эмоциональной устойчивости и саморегуляции. С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью.
20, 21, 22 СЛАЙД: Проект - «Познаем мир мультипликации и создаем мультфильм своими руками», предоставил возможность для самопознания участников проекта, умения строить взаимоотношения внутри коллектива в творческой атмосфере, сообща, проходя один этап за другим, достичь значимого результата в новой, до сих пор, неопознанной деятельности.
В ходе анимационной деятельности у детей раскрепощается мышление, развивается связная речь.
23 СЛАЙД. Арт-сессии использую как элемент деятельности ребенка в любых режимных моментах.
Побывав на мастер-классе по сенсорной интеграции Лынской Марианны Ильиничны, стала использовать ароматерапию в работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра. По мнению Марианны Ильиничны при воздействии на другие рецепторы: вкусовые, обонятельные, осязательные, у неговорящих детей можно быстрее «запустить» речь. Если обратиться к физиологии человеческого мозга и эволюционной теории, то можно вспомнить, что обоняние формируется как первая сигнальная, чувствительная система у всех живых организмов. Даже одноклеточные амебы и инфузории ориентируются в поисках пищи и защиты от врагов на анализ состава плавающих в окружающей среде химических веществ – они их «нюхают».
24 СЛАЙД Песочная терапия. Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями. Зачастую у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания. Тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью, все это усугубляет речевой дефект. Игры с песком учат детей строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства.
Арт-сессии незаменимы для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.
Таким образом, инновационные технологии помогают мне найти индивидуальный подход к каждому отдельному ребенку, учесть его особенности, черты характера и склад ума, и превратить нашу деятельность в увлекательное и необыкновенное «приключение».