Королева Наталья
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
Публикация «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Целью Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются:
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
В соответствии ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи вы видите на слайде.
Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно выделить несколько направлений:
подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата;
развитие мелкой моторики;
логоритмика и двигательная активность ребенка;
использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
1 направление: Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата.
Цель: подготовка и развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
В работе с малышами можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания : «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2 направление: Развитие мелкой моторики;
Цель: формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. В работе можно использовать такие игры как «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры.
3 направление: Логоритмика и двигательная активность ребенка;
Цель: овладевает двигательными умениями и навыками, при участии речи.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В работе с детьми, я использовал подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Колпачек», «У медведя во бору» и др.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.
4 направление: Использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
Цель: обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата.
Организуя с детьми сюжетные, театрализованные игры, игры-драматизации решаются важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительность средств и интонаций, соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча.
Интересная методика использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
Цель: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему дают ощутимый эффект в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому в начале необходимо использовать простейшие мнемоквадраты, в которых изображены 3 – 4 схематичных рисунка (н – р, сказка «Репка», «Курочка Ряба»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно можно вводить мнемотаблицы.
Изучая методическую литературу столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое называется лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
В любое удобное время дети просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов.
Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой,трудовой и др. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и так далее. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.
Основные требования к речи педагога.
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Уместность – уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.