ольга чижикова
Дифференциация звуков [с] [ш] в словах.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Дифференциация звуков [с] [ш] в словах.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. учить детей различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
2. развивать артикуляционную и мелкую моторику;
3. развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мышление;
4. развивать фонематический слух;
5. развивать чёткое произношение звуков с] [ш] в чистоговорках;
Публикация «Дифференциация звуков [с] [ш] в словах,» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Темочки
6. упражнять детей в звуко-буквенном анализе;
Коррекционно-воспитательные:
7. воспитывать познавательный интерес к занятию, положительный эмоциональный настрой на занятии;
8. воспитывать формирование контроля за собственной речью.
Оборудование: проектор; презентация (картинки с изображением Совуньи и Кроша); индивидуальные зеркала; предметные картинки в названии которых присутствуют звуки [с] [ш]; кубики с буквами; буквы С-Ш,; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; пластилиновый картон; фасоль.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?
-Посмотрите сейчас на экран. (Показываю видео).
-Скажите, героев, какого мультфильма вы сейчас увидели? (Смешариков).
-Кто-то из Смешариков прислал нам вот это письмо.
-А кто именно его прислал, вы узнаете из загадок.
- На лыжах бегунья
На кухне певунья
Узнали, кто это?
Конечно….(Совунья).
-Хоть он и ушастик
Собою хорош!
Узнали, кто это?
Конечно же (Крош).
-Ребята, давайте посмотрим, что-же в конверте? (Ответы детей)
-Крош и Совунья хотят с вами поиграть и приготовили для вас интересные задания.
-Хотите поиграть с Крошем и Совуньей? (Ответы детей).
2. Объявление темы.
-Давайте с вами подумаем, какой первый звук в слове Совунья? (Звук [с]).
-Какой последний звук в слове Крош? (Звук [ш]).
-Вы догадались, с какими звуками мы сегодня поиграем? (Ответы детей).
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Но прежде чем начать играть с нашими звуками, давайте сделаем зарядку для нашего язычка.
-Погулять язык собрался (открываем рот)
Он умылся, (облизать верхнюю губу)
Причесался. («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся, (облизать губы по кругу)
Влево, вправо повернулся, (оттянуть язык к левому затем к правому уху)
Вниз упал, (вытащить язык вперёд – вниз)
Наверх залез, (потянуть язык к носу)
Раз и в ротике исчез! (закрыть рот)
-А теперь давайте вспомним правило дыхательной гимнастики. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем).
-Возьмите каждый по цветочку, положите его на ладошку и одним сильным выдохом сдуйте бабочку с цветка.
4. Характеристика звуков [с] [ш], по артикуляционным и акустическим признакам.
-Давайте подумаем, в каком положении у нас находятся губы, зубы и язычок при произношении звуков [с] и [ш]. (Ответы детей)
-При произношении звука [с] - у нас губы в улыбке, язык находиться за нижними зубами, воздушная струя холодная, горлышко не работает, значит, звук [с] глухой.
-При произношении звука [ш]- губы округлены (трубочкой, язык в форме чашечки, находится вверху, воздушная струя тёплая, горлышко не работает, значит, звук [ш] глухой.
-Звук [c] бывает твёрдый и мягкий.
-Назовите мне слова, где звук [c] твёрдый. (Ответы детей).
-А сейчас назовите слова, где звук [с`] мягкий. (Ответы детей).
-Ребята, а звук [ш] всегда твёрдый, он произносится твёрдо.
Давайте, назовём слова со звуком [ш]. (Ответы детей).
5. Дифференциация звуков [с] и [ш].
-Пока мы с вами вспоминали артикуляцию звуков [с] и [ш], Крош и Совунья приготовили для вас задания. Они решили проверить, хорошо ли вы различаете их любимые звуки.
-Перед вами конверты с картинками. Ваше задание разделить картинки, картинки со звуком [с] положите возле синей крышечки, а со звуком [ш] возле красной. (Ответы детей)
6. Физкультминутка.
-А сейчас пришло время немного отдохнуть.
-Наш Крош любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу, проговаривая рифмы Кроша.
Ша-ша-ша – я шагаю неспеша,
Я шагаю неспеша - ша-ша-ша.
Шу-шу-шу - выше руки подниму,
Выше руки подниму - шу-шу-шу.
Шим-шим-шим - на носочках побежим,
На носочках побежим - шим-шим-шим.
Шо-шо-шо - отдохнули хорошо,
Отдохнули хорошо - шо-шо-шо.
7. Знакомство с буквами.
-Ребята, у Кроша есть любимая буква, которая дружит со звуком [ш].
-Как называется эта буква? (Ответы детей)
-И у Совуньи есть тоже любимая буква, которая дружит со звуком [c].
-Как называется эта буква? (Ответы детей).
8. Чтение слогов.
-Наши Крош и Совунья любят строить башни из кубиков.
-Посмотрите, какие башни они построили. Но эти башни непростые, а слоговые.
-Давайте с вами по очереди прочитаем что-же на них написано.
С А
С У
С О
С Ы
А Ш
О Ш
Ы Ш
И Ш
У Ш
9. Звуко-буквенный анализ слова.
-Наша Совунья любит переставлять буквы в словах. Вот на этот раз она так переставила буквы, что теперь слово просто не узнать.
-Она просит вашей помощи.
-Давайте поможем Совуньи поставить буквы по размеру, начиная с самой большой и прочитаем слово. (Выставляют буквы по размеру).
-Какое слово получилось? (Сушка).
-Выложите схему слова «сушка».
-Сколько в этом слове гласных звуков? (Ответы детей).
-Сколько слогов? (Ответы детей).
-Назовите первый звук в этом слове.
-Давайте дадим характеристику этому звуку. Он какой? Согласный или гласный? (Ответы детей)
-Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (Дети дают характеристику по каждому звуку).
10. Развитие мелкой моторики.
-А сейчас я вам предлагаю сделать подарки Крошу и Совуньи. Вам нужно выложить из фасоли их любимые буквы.
-Этот ряд выкладывает букву Ш, а другой ряд букву С.
-Когда закончите выкладывать буквы, мы отправим ваши получившиеся подарки Крошу и Совуньи.
-Я думаю, они очень будут довольны вашими подарками.
11. Итог занятия.
-С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
-С какими буквами играли?
-Какие задания вам понравились больше всего?
-Какие вызвали трудности?
-Вы все молодцы, хорошо справились со всеми заданиями, были внимательны, старались.
На следующем занятии мы с вами продолжим играть со звуками и буквами.