Марина Пилякина
Конспект занятия «Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
вырабатывать умение различать звуки [ч] и [ц],
опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую мото
рику кисти руки и зрительные ассоциации;
3адачи:
развивать умение строить самостоятельные высказывания,
орфографическую зоркость и навыки беглого письма;
расширить и обогатить словарь за счет слов, образованных
с помощью суффиксов,
совершенствовать навык анализа предложения,
развитие зрительного восприятия,
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: магнитная доска, демонстрационный набор для конструирования букв Ч и Ц; артикуляционные профили Ч и Ц; раздаточный набор предметных картинок на Ч и Ц; демон страционная таблица слогов и слов (дифференциация Ч и Ц) : карточки под пленкой, фломастер; демонстрационные таблицы букв Ч и Ц и предметные картинки; индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявление темы через выделение звуков Ч – Ц из слов в предложениях.
У цапли цыпленок. У черепахи черепашонок
Какой звук стоит первым в словах?
2. Изучение материала и его закрепление.
• Из элементов букв сконструировать буквы : У, Ч, Ц, ч, ц.
(Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.)
• Нахождение сходства и различия букв «ч» и «ц».
Анализ звука ч: Глухой, взрывной, сложный. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ч» кистью руки.
Анализ звука ц: Глухой, взрывной, сложный. Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.
Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции.
Сходство:
глухие, взрывные, сложные.
Различия:
Местообразование, направление струи воздуха:
[ч] — струя теплая, [ц] — струя холодная,
[ч] — произносится мягко, а [ц] — всегда твердо.
При произнесении [ч]кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.
• Чтение по слоговой таблице
Сначала все слоги с буквой «ч», а затем — с «ц».
Придумайте слова со слогами : ча, чо, цо, чи, цы, че, це.
Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц» : чац, чоц, цоч и
т. д.
Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?
• Графический диктант.
Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц» : полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.
Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.
• Вставь буквы.
Вставить «ц», «ч» на доске цветным мелком. После разбора и четкого проговаривания, вставленные буквы стираются.
(Лицо, яйцо, задача, почта, кольцо, качели, печка, овца, очки.)
Проверка поднять соответствующую букву.
• Работа над предложением (сюжетные картинки)
Кто стоит у крыльца? (Курица с цыплятами стоят у крыльца)
Кто проверяет тетради? (Учитель проверяет тетради)
- определить количество слов в предложении
- определить слова с дифференцируемыми звуками
- записать предложения в тетрадь.
• Динамическая пауза. Упражнение «Буратино»
• Самостоятельная работа по карточкам.
Заполни пропуски буквами «ч» или «ц»
Водо…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Зубе… - зуб…ик
Огуре… - огур. ик
Какие буквы вставили в первый, во второй столбик?
Как изменился смысл слова?
Все ли слова известны?
• Подобрать слова со звуками «ч» или «ц». определить их место в слове.
• Упражнение в словообразовании.
Образуй слова, которые отвечают на вопрос: Какой? Какая? Чей? из записанных на доске.
Слова : заяц, птица, яйцо, курица, ситец, леденец, певец, царь.
3. Подведение итогов.
Чем занимались?
Какое задание было трудным?
Какое задание понравилось?
Выберите символ звука, с которым было трудно работать
Покажите пиктограмму вашего настроения.