МААМ-картинки

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Елена Икрянникова
Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
▼ Скачать
+ Заказать документы

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш.

ЦЕЛИ:

• Укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики;

• Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях; упражнять детей в различении этих звуков на слух и в произношении;

Публикация «Дифференциация звуков [С] — [Ш], Буква Ш, Конспект логопедического занятия в подготовительной группе» размещена в разделах

• Продолжать формировать фонематический слух детей; упражнять в делении слов на слоги и проведении звукослогового анализа слов;

• Познакомить детей со зрительным образом буквы Ш;

• Развивать мелкую моторику рук при печатании букв;

• Развивать познавательную активность и коммуникационные умения у детей.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка «пес Шарик», индивидуальные прописи, картинки к артикуляционной гимнастике, профили звуков [С] – [Ш], предметные картинки, 9 ромашек с картинками посредине, 3 вазы, мяч, схемы слов-3 шт., картинка собаки, карточки с буквами С, Ш, символы звуков : змея, проколотый мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ:

ОРГ. МОМЕНТ.

А) психологический настрой.

- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят, наши ушки внимательно слушают и все … (слышат, наши головы хорошо… (думают).

Б) - Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, и он будет помогать мне вести занятие. Угадайте, как его зовут? (показ картинки)

- Правильно, это пес Шарик. А из какого мультфильма он пришел? («Каникулы в Простоквашино»)

- А помните, что больше всего Шарик любил делать в мультфильме? (охотиться)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

- Назовите последний звук в слове «пес»?

- Назовите первый звук в слове «Шарик»?

- Сегодня на занятии пес Шарик предлагает вам поохотиться на звуки [С] и [Ш], вспомнить как пишется буква С и познакомиться с новой буквой Ш.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А) - Для охоты необходимо подготовиться. Шарик предлагает вам потренировать язычок, выполнить артикуляционную гимнастику «прогулочную». (с показом картинок)

• язычок гулять выходит. (упр. «лопаточка»)

• кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам (упр. «часики»)

• смотрит, как расческа - зубы

Нам причесывает губы («покусаем губки»)

видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке. («улыбка»)

а теперь наоборот:

губки тянутся вперед. («хоботок»)

• язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом. («маляр»)

• на качелях оказался.

Вверх взлетел и вниз спускался. («качели»)

Б) артикуляция и характеристика звуков.

- Итак, начинается «охота» на звуки. Послушайте стишок от Шарика про звук [С].

«Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубам ближе,

Посредине языка струйку воздуха пускай,

Улыбнись и просвисти, ССС произнеси» (показ профиля звука)

- Произнесите этот звук ССС…. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим С? (губы в «улыбке», зубы «заборчиком», кончик языка упирается в нижние зубки и в ладошку идет холодный воздух)

- Давайте дадим характеристику этому звуку : гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (С-согласный, глухой, твердый)

- Когда можно услышать звук [с]? (рядом с профилем вывешивается символ звука)

- Следующее стихотворение от Шарика про звук [Ш]

«Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш» как шелк шуршал».

- Произнесите звук Ш. Губы, в каком положении? («трубочкой») Зубы? (сближены) А язычок принимает форму … («чашечки»). Дуем на «чашечку» и получается звук Ш.

- Когда можно услышать звук [ш]? (змея шипит, гусь)

- Попробуйте сами дайте характеристику звуку Ш.

- Почему он согласный? (произносится с шумом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду) Почему он глухой?

- Характеристики этих звуков абсолютно одинаковые, но звуки-то разные. Чем же они все-таки отличаются, посмотрите на профили? (положением язычка, при произношении С – язык внизу, при Ш – язык вверху)

В) игра «Узнай (поймай) звук»

- Приготовьте ладошки, мы устраиваем «охоту» на звук С. Как только услышите этот звук ловите его в ладошки. Будьте внимательны! Так какой звук будете ловить?

А, К, С, С, Н, Ш, С, У, Ш, С, С, С, Д, С; СА, НО, ДА, СЫ, СУ, ЖИ, ТА, АК, ШО, УС, СО, СЫ; СОК, МАСКА, ШУБА, КОСТЬ, ЕЛЬ, УШИ, УСЫ, СТОЛ, КНИГА, РУКА, СУП, РОГА и т. д.

Г) «охота» на слоги

- Пес Шарик предлагает поиграть с мячом в игру «Повтори не ошибись», кому я брошу мячик будет нужно повторить за мной слоги именно так, как я скажу:

СА-СА-ША ШО-ШУ-СА СА-СЫ-СУ

ШУ-СО-ШО СЫ-ШИ-ША СО-АШ-ОШ

УС-АС-ИС ИШ-АШ-ШО СА-ША-СА

- Молодцы, порадовали Шарика!

Д) «охота» на слова

- Однажды жарким летним днем Шарик отправился поохотиться в лес. Но в зверей ему стрелять было жалко и вместо этого вот, что он сделал:

Шарик по лесу гулял

И букет цветов набрал.

Посмотрите-ка: цветы –

Небывалой красоты.

У цветочков в серединке –

Нарисованы картинки. (показ цветов)

Вазы тоже непростые

Всюду – символы звуковые (расставляю вазы)

С вами мы цветы возьмем

И по вазам разнесем.

Это, может, и несложно,

Только нужно осторожно

И, конечно же, не сразу

Брать цветы и ставить в вазу:

Картинку нужно называть

И к слову вазу подбирать.

(дети выходят по одному, берут цветок (всего их 9, ваз 3, называют картинку и говорят, какой звук встречается в этом слове [С] или [Ш] или нет этих звуков и ставят в вазу с соответствующим символом. В каждой вазе должно быть по 3 цветка)

Ну что ж, вы выполнили это –

Какие яркие букеты!

Давайте мы на них взглянем

И вновь картинки назовем.

- (хором называем картинку и затем индивидуальные вопросы по поводу положения звука в слове : начало, середина, конец)

ФИЗМИНУТКА

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До неба дотянусь.

Е) звукослоговой анализ слова

- Взял Шарик один букет и решил, что подарит его своей подружке. А кто подружка у пса?

- Правильно, собака.

- Давайте поиграем со словом «СОБАКА».

- Определите количество слогов в слове «собака». (3 слога)

- Назовите 1-ый слог? 2-ой? 3-ий?

- Сколько звуков в первом слоге, назовите их. (а я обозначаю звуки кружочком на слоговой схеме) Дайте характеристику этим звукам.

- Сколько звуков во 2-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.

- Сколько звуков во 3-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.

- Сколько всего получилось звуков в слове? (6)

- Давайте напишем это слово на доске и повторим изученные буквы.

- Какая цветовая схема из предложенных подходит к слову «собака»?

(даны 3 схемы, по характеристике звуков : 1 схема: СинийКрасныйСКСК,

2 схема: ЗеленыйКСКСК, 3 схема: СКСКС)

- Придумайте предложения со словом «Собака», стремитесь, чтоб предложения были большие, состояли из 4-5 слов.

(Большая, рыжая собака грызет кость. Когда к нам пришли гости, собака залаяла. Наша собака родила трех маленьких щенков. Мама пошла выгуливать нашу собаку….)

Ж) знакомство с буквой Ш.

- Пришло время, ребята, познакомиться с буквой Ш и показать Шарику с какой буквы начинается его имя. Но сначала скажите мне, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем, пишем)

- Звук [ С ] обозначается на письме буквой С. С ней вы уже знакомы. Найдите и покажите эту букву в алфавите.

- Звук [Ш] обозначается вот такой буквой Ш. (показ карточки).

Вертикально три палочки я положу

А внизу четвертую ровно провожу.

- Из скольких элементов состоит буква Ш?

- На что похожа буква Ш? (на зубья у ковша экскаватора; Ах табуретка хороша, перевернул и буква Ш; Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл)

- Найдите и покажите в алфавите букву Ш.

- Постройте из пальцев букву Ш.

- Сейчас вы будете печатать букву Ш в прописи, но перед этим надо размять пальчики. Пальчиковая гимнастика.

- Мама, мама!

-Что? Что?

- Гости едут.

- Ну и что!

- Здрасьте, здрасьте!

- Чмок, чмок.

- Здрасьте, здрасьте!

- Чмок, чмок, чмок.

- Откройте прописи, найдите букву Ш, рассмотрите рисунки, которые там нарисованы. Сначала обведите букву по точкам.

ИТОГ.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Какая характеристика этих звуков? (согласные, твердые, глухие)

- Какую новую букву изучили?

- Кто нам помогал вести сегодня занятие?

- Давайте на прощанье подарим Шарику подарки, но в названиях подарков должны быть звуки [С] или [Ш].

- Молодцы! (оценка деятельности детей)

Публикации по теме:

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» .

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Тема: Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Цель: ребёнок будет учиться дифференцировать звуки Л-В в слогах и словах. Время занятия:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Цели: -дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №2» Цели: -дифференцировать звуки В-Ф в слогах, в словах. -Развивать речевое дыхание. -Развивать речевой слух. -Развивать устную речь, обогащать.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь Мальчику-с-пальчику» Данная презентация была разработана мной для участия в муниципальном конкурсе "Мультимедийная мозаика". Конспект занятия был взят на одном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 10 мая 2017 в 11:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Икрянникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД