Мария Засыпкина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».
Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш] в слогах, в словах, во фразах.
Задачи:
• развитие фонематических процессов;
• развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;
• Формировать представление о правильной артикуляции звуков [С], [Ш].
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“,» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии
1. Орг. момент Положительный настрой обучающегося на занятие.
- Посмотри, что нарисовано на этих картинках? (насос и змея). Правильно, Вспомним, с тобой какие звуки издают насос и змея, но для начала нужно размять наш язычок.
2. Развитие артикуляционной моторики Артикуляционные упражнения:
«Улыбка», «Улыбка – рупор», «Заборчик», «Почистим зубы», ,
«Футбол», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».
3. Работа над дыханием Упражнение «футбол». Закатим шарик в ворота. Улыбнись, немного высуни язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и, как бы произнося долгий звук Ф-Ф-Ф, забей «комочек» в ворота.)
Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
(логопед держит над носом ребенка снежинку на нитке). Сделай вдох через нос и сильно подуй через рот, чтобы снежинка полетела.
4. Анализ артикуляции звуков Вспомним, в каком положении у нас губы, язык при произношении зв. [с].
- губы растянуты
в улыбку,
- зубы заборчиком
со щелью,
- кончик языка
за нижними зубами,
- воздушная
струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка - свист длительный.
Вспомним, в каком положении губы и язык у нас находятся при произношении зв. [ш].
- губы слегка
вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,
- язык поднят
вверх, к твердому небу, образует с ним щель,
- боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам, воздух
- теплый, струя направлена по середине языка вверх.
Итак, какой же звук издает у нас змея? А насос?
5. Развитие фонематического слуха Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Хлопни в ладоши если услышишь слова со звуком [с].
Салат, шапка, салют, песок, сумка, рубашка, сыр, шило.
А теперь хлопни если услышишь звук [ш].
Шум, сон, шутка, суп, шапка, салфетка, шило, сушка, шляпа, стекло, шмель.
6. Дифференциация звуков На материале слогов :
- Посмотрим, насколько ты внимательный, повторяй за мной слоговые дрожки : са-ша; ша-са; са-са-ша; ша-ша-са; со-шо; шо-со; са-ша-ша; су-шу; шу-су.
- Поиграем в игру, которая называется «Наоборот» :
слоги: са-са-са – ша-ша-ша; аш-аш-аш – ас-ас-ас; со-со-со – шо-шо-шо; ос-ос-ос - ош-ош-ош; су-су-су -уш-уш-уш;
слова: уши – усы; вас – ваш; шутки – сутки; кашка – каска;
На материале слов:
К нам в гости пришли Маша и Соня, сыграем в игру, которая называется «Подарим Маше и Соне картинки» : носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишня, ступеньки, мешок, стакан.
Повтори за мной:
Усы-уши
Маска – Машка
Кашка – каска
Мишка – миска
Сутки - шутки
Давай уточним, что значат эти пары слов.
- Я хочу тебе предложеть поиграть в очень интересную игру, которая называется «Отгадай слово» (назвать пропущенный С или Ш) : …апка, …умка,. оль,. ум, анана, …анки,. лем,. умит, …пать, камы,. уба,. ова,. ок, ду., компа., . ом, …айба,. уп, ква….
На материале предложений:
Саша спешит по шоссе и несёт сушки.
Машинист спешит по шоссе и ест сушки.
Путешественник спешит по шоссе и несёт сушки.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
Шашки на столе, а шишки на сосне.
На опушке леса расшумелись кукушки.
Соня подарила Алёше плюшевого мишку, а Сеня смастерил игрушечную машину.
А сейчас послушай внимательно рассказ, который называется «Сосна» и постарайся запомнить слов, а в которых есть звук [с] или [ш] : Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, - большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.
- Назови слова которые ты запомнила из прослушанного текста, в которых есть звук [с].
- Назови слова которые ты запомнила из прослушанного текста, в которых есть звук [ш].
Посмотри перед тобой лежат картинки, распредели их по группам: в правый столбик отбери те картинки, в названии которых есть звук [с], а в левый столбик – в которых есть звук [ш].
- Молодец, ну а сейчас я хочу узнать насколько ты хорошо усвоил наше занятие : теперь сам придумай и назови слова, сначала, в которых есть звук [с], а затем – в которых есть звук [ш].
7. Итог занятия, оценка - Какие звуки мы сегодня учились различать? Правильно, закрепи эти звуки у себя в ротике и не выпускай их, а для этого нужно заниматься и выполнять задания дома