МААМ-картинки

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]

Саяна Ванчикова
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]
▼ Скачать + Заказать документы

.Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, И. С. Лопухина, тогда как переднеязычные звуки [Т], [Д] рассмотрены недостаточно (И. С. Лопухина). Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т], [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т], [Д] на звуки [К], [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков, а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными.

Публикация «Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]» размещена в разделах

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т], [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г], [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово: (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав)". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до)". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д])". Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева) : "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах.

Та - ту - то да - ду - до

Ты - тэ - та ды - дэ - да

От - ат - ит ды - да - до

Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах.

Слова со звуком [Т] : там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д] : да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д].

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т], [Д].

У енота тетя Тоня.

Тетя Тоня в тине тонет.

- Тетя Тоня, не тони!

- Эй, тяни ее, тяни!

Вот идут мои друзья,

Подавать обед пора.

Дуб стоит у дома,

Дом стоит у дуба.

Кот сидит у дуба.

Кот сидит у дома.

Дома мама, дома папа,

Только Томы нету рядом.

- Найдите нашу Тому!

- Танцует там у дома.

Дед Данила дает дыню -

Вот и Дане, вот и Тане.

Дятел на дубу сидит,

Дятел ветви долбит.

Мама моет пол,

Папа чинит стол,

Я посуду убрала,

У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам: "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух.

- Игра "Хлопни-топни". Инструкция: "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т].

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик-поезд". Инструкция: "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К], когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т]".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т].

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь: кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания:

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает: "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает: "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь: гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь: отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения:

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты:

Опускается туман

На мосты и на кусты,

Опускается туман

На дома и на сады,

Тут не видно далеко,

Заблудиться так легко!

Вот так домик!

Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино.

- Тук! Тук! Тук!

- Это кто тут?

- Это я, коток,

Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея:

И коньки и капитаны,

На катке стоят команды,

Ждут свистка, как кот сметаны!

-Я иду куда?

- Туда.

- Я пойду от кого?

- От того.

- Будет там кто?

- Не будет там никого.

- Не пойду туда,

Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,

Вот за бантом он следит.

Когда бантик двинется,

Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература:

Коноваленко В. В., Клноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', Х, Х'. - М. : "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.

Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. - СПб. : Дельта, 1999.

Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб. : Издательский дом "Нева", 2005.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [Б], [П] Тема: Дифференциация звуков [Б], [П]. Цель. Дифференциация звуков [Б], [П]. Задачи. Коррекционно-образовательные. Формировать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]»Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект по речевому развитию «Дифференциация звуков [ц]-[ч], [щ]-[ц]» Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ц]-[ч],[щ]-[ц]. Задачи: Познавательное развитие: продолжать формировать умения рассматривать.

Конспект подгрупповой ООД «Дифференциация звуков [б] — [б’]» Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Тема:Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» Цель:Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях. Задачи: -закреплять.

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков» т" — «ть» Тема: «Звуки т и ть» Цели: к –о -познакомить детей со звуками т и ть; -научить характеризовать и дифференцировать звуки по акустическим.

Открытое занятие «Дифференциация звуков [ш] и [с] в речи» Цель: Дифференциация звуков [ш] и [с] в речи. Задачи: Коррекционные: закреплять навык различения на слух звуков [с] и [ш].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 11:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]» (включая файлы) размещена пользователем Саяна Ванчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД