Наталья Войтехович
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»
Цель:Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях.
Задачи:
-закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж;
- закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
-закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах;
-формировать умение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных);
- закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)
и приставок (глаголы).
Оборудование: колокольчик, предметные картинки, мнемотаблицы.
Речевой материал: чистоговрки, текст.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: - Прозвенел звонок, начинается урок…
Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которыхесть звуки [ш] и [ж].
III.Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
2. Дыхательная гимнастика
«Сдуй бабочку с цветочка»
Возьму в правую руку цветок,а в леву руку возьми бабочку. Цветок приставь напротив рта, сделай вдох через нос и подуй на бабочку.
3. Пальчковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать.
Листья березы (загибают по одному пальцу)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. сжимают и разжимают кулачки)
4. Характеристика звуков.
Логопед: - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки?
- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (согласные).
- Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой, а звук [ж] звонкий, как колокольчик).
Игра «Колокольчик».
Логопед: - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж], позвоните в колокольчик.
Слова: шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
5. Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (по схемам).
Логопед: - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.
6. Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Договори слово».
Логопед: - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.
Слова: камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.
7. Дифференциация звуков в словах.
Игра «Назови ласково».
Логопед: - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж].
Слова: со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.
со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.
Игра «У кого кто?» (по картинкам).
Логопед: - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат).
- У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат).
- У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат).
- У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат).
- У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат).
Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1).
Логопед: - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. Какой предмет лишний и почему?
Картинки: - Снежинки, груша, жук, лыжи.
- Чашка, машина, флажок, шкаф.
- Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.
8. Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий).
Логопед: - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.
– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.
–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.
9. Дифференциация звуков в чистоговорках.
Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу».
Логопед: - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.
10. Дифференциация звуков во фразе.
Логопед: - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу). Помогайте мне.
Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2).
Логопед: Ёжик по лесу … (шёл). На полянку … (пришёл). Грибочек … (нашёл).
И дальше….(пошёл). В чащу леса (зашёл). К избушке (подошёл).
В избушку (вошёл). Ничего не (нашёл). Из избушки (вышел).
И дальше (пошёл). Ёжик к пеньку (подошёл). Пенёк (обошёл).
Яблоко (нашёл). От пенька (отошёл). Яблоко съел и под ёлку (ушёл).
11. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.
Логопед: - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?
Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.
Топ – топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке.
Пляшет ёжик на пеньке.
Пляшет чижик на сучке.
Пляшет пёсик на крылечке
Пляшет котик возле печки.
Пляшет мышка возле норки.
Пляшет козочка на горке.
Пляшет утка на реке.
Черепаха на песке.
Топ – топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты!
Логопед: - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение).
12. Итог занятия.
Логопед: Мы с тобой хорошо позанимались.
- Прозвенел звонок и закончился урок.