Нурия Зайнетдинова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах».
Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-Закрепить знания детей о звуках т-д;
-Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах;
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
-Обогащать словарь детей;
2. Коррекционно развивающие:
-развивать фонематическое восприятие
-развития логического мышления;
-развитие зрительного восприятие;
-развитие навыков звукового анализа;
-развитие зрительно-моторной координации;
3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать педагога, товарища;
-развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);
-формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;
-воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. Давайте повторим нашу речевку:
Логопед : Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ученики: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Работа по картинкам.
Что означают слова удочка и уточка? Это очень похожие слова. А чем они отличаются? Какой второй звук в слове уточка? Какой второй звук в слове удочка? Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой третий звук? Назовите последний звук в слове уточка, а в слове удочка. Изменился один звук, а изменилось все слово.
Чем отличаются эти слова? Звуками Д -Т.
Сообщение темы урока.
Будем учиться различать эти звуки.
А чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
«Ленивый котенок»
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя) : «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).
Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», «Оскал», «Спрятали губы».
«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки (с правой руки)».
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
Уточнение артикуляции звуков
Сравнительная характеристика звуков.
-Дайте характеристику нашим звукам
Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)
Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.
Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.
Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.
Речевая зарядка
1. Да-та-да
До-то-до
Ду-ту-ду
Тла-дла
Тмо-дмо
Тры-дры
да — да — да — бежит вода;
та — та — та — хвост пушистый у кота;
ду — ду — ду — дети бегают в саду;
ту — ту — ту — дали молока коту;
ды — ды — ды — нет воды;
ты — ты — ты — во дворе цветы
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук»
- А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух, и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.
а)
б) в слогах :
в) в словах :
Дифференциация звуков в слогах.
– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.
– ТА, ТО, ТУ;
– ДА, ДО, ТУ;
– А что образуется из слогов? (Слова.)
- А что образуют слоги?
Задание на доске, устно:
Закончите слова, добавив слог да или та.
горо. боро. гуся.. та
бе.. бун приро. коф.
воро. порося. во.. кой
свобо. ва.. ры добро.
ро.. ют утя. полно.
Закончите слова, добавив слоги ду или ту.
. ман за. мал забу.
. май за. шил зае.
. га прос. да при.
. гой по. шил по. шка
Закончите слова, добавив слог ди или ти.
де.. хо лю. бан. ки
во.. кий тетра. вой. те
уй.. хий лю. ки во. те
Пальчиковая гимнастика.
«Снеговик»
1, 2, 3, 4, 5, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять. (идут по столу пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Дифференциация звуков и букв в словах.
(работа по карточкам)
-Я вам раздам карточки, а вы вместо точек поставите нужную букву т или д. (погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).
Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели…
Вновь за дело.
Дифференциация в предложении.
-Следующее задание у нас «Докончить предложения». Нужно поставить нужное слово в место точек.
1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.
дачка — тачка
Летом мы жили на маленькой. .
Толя возил кирпичи на. .
дочка — точка
В конце предложения надо поставить. .
Мама вела за руку маленькую. .
удочка — уточка
На озере плавала серенькая. .
Рыболову нужна хорошая. .
день — тень
Под деревом. .
Сегодня хороший. .
Ребята теперь вы уже знаете, чем отличаются наши звуки, и поэтому будете четко произносить чистоговорки.
(чтение чистоговорок по плакату)
Я думаю, теперь вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.
«Подобрать по смыслу слова»
К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.
а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная
б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер
а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные
б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода
Подведение итогов.
-Скажите мне пожалуйста, чему же мы научились на уроке?
(мы учились различать звуки и буквы Д Т)
-Что было интересного на уроке?
-Что для вас было трудное на уроке?
-Что же вы поняли на уроке?
-Чем они различаются наши звуки?
Рефлексия.
-Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.
-А если вы прекрасно работали, но чуть-чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.
-А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.
-Оцените пожалуйста свою работу.
-Я ребята хочу вам сказать, что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю, что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого-нибудь какие-нибудь трудности, то у вас обязательно всё получиться.
-Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.
А теперь урок окончен. До свидания.