Дамшаева Марина
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [Б], [Б‘], [П], [П’] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
I. Организационный момент
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу Буквоград. Как вы думаете, кто являются жителями этого города? (Буквы). К каким буквам мы отправимся в гости, узнаете, если отгадаете их на ощупь (учащиеся на ощупь отгадывают буквы).
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
- Мы отправляемся к буквам Б, П.
2. Характеристика звуков
- Посмотрите на таблицу и скажите, что вы знаете о буквах и звуках. (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [Б], [Б‘], [П], [П’] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Какие звуки обозначает буква Б? (Согласные, твердый и мягкий, звонкие).
- Какие звуки обозначает буква П? (Согласные, твердый и мягкий, глухие).
- Чем похожи звуки [б, п]? Чем они отличаются?
- Чем похожи звуки [б’, п’]? Чем они отличаются?
- Чем похожи звуки [б, б’]? Чем они отличаются?
- Чем похожи звуки [п, п’]? Чем они отличаются?
(Каждый ученик выкладывает в таблице необходимые символы)
3. Дифференциация звуков в словах
• Игра «Соберем рюкзак»
- В путешествии вам понадобятся некоторые предметы. Миша и Арина выберите предметы со звуками [б, б‘], а Марк и Карина со звуками [п, п’]. (На столе натуральные предметы : бинокль, берет, бескозырка, панама, шляпа, мяч, машина, пенал, линейка, тетрадь, блокнот).
- Наденьте на себя головные уборы, возьмите предметы, которые выбрали – они вам пригодятся.
• Игра “Наряды ”.
- Давайте нарядимся в наше путешествие.
На наряды нам прислали тысячу рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названьи…
Приготовились. Вниманье! (Отвечать нужно одним словом)
Вы наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете шубу или пальто?
На голове будет берет или шляпа?
На шею наденете бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете – брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы?
Жилетка будет из бархата или плюша?
- Конечно, в путешествии нам понадобится карта, по которой мы доберемся до дома букв П, Б. (На доске висит карта, на которой изображен путь с различными остановочными пунктами).
• Упражнение «Звуковые камни»
- Вам надо пройти по камням, подобрать звуковую схему к словам. Вспомните наряды, которые выбрали. (Юбочка, шуба, бусы, бахрома, брошь, бантики, бархат).
Если учащиеся вспомнили не все предметы, то показать изображения на интерактивной доске.
- Подберите слово к схеме.
(бусы, шуба)
Все учащиеся получают схемы, учащиеся I-II группы– схемы посложнее.
• Игра «Слоговые кораблики»
- Посмотрите на карту, вам необходимо переплыть через реку. Для этого нужно сесть в корабли и взять с собой продукты. Поместите продукты в свой кораблик. Если в слове один слог, то в кораблик с одним окошком, если два слога – с двумя окошками и т. д.
На столе предметные картинки : баранки, булка, бублики, пончик, пастила, капуста, арбуз, помидоры, грибы, баклажан, репа, клубника, рыба, борщ; на доске – слоговые кораблики. Можно использовать интерактивную доску и перемещать картинки в кораблики.
- Молодцы. Корабли загружены, отправляемся в путь.
Физ. минутка «Гребцы».
Мы гребем, гребем, гребем,
Сейчас направо поплывем,
Влево резко повернем,
А теперь сильней гребем
И на остров приплывем.
- Разгружайте корабли: продукты с твердыми звуками [б, п] - в синюю корзину; с мягкими звуками [ б’, п’] – в зеленую.
- Посмотрите, что вдали,
Неужели клад нашли?
• Игра «Отгадай, что в сундуке»
- Мы оказались на небольшом острове, но смотрите, что здесь есть. Да ведь это же клад. (Учащиеся рассматривают карту).
- Вам необходимо узнать точное место клада. Возьмите из блокнота листы, а в пенале фишки, поставьте фишки в левый нижний угол. А теперь двигайтесь по моей команде: 2 шага направо, 4 шага вверх, 3шага направо, 2 шага вниз и 1 шаг налево. Проверьте, вы правильно двигались? (Правильный ответ на доске). Что же в этом сундуке? Отгадайте по первым звукам.
(слива, груша, банан, персик, гранат).
-Правильно. Это фрукты. В названии каких фруктов есть буквы нашего занятия?
4. Дифференциация звуков в предложении.
- Осталось совсем немного. Посмотрите нужно пройти через лес. Кого мы здесь можем встретить? (животных, птиц, насекомых)
- Придумайте предложения по картинкам, так чтобы как можно чаще встречались звуки [б, б‘, п, п’]. На доске сюжетные картинки: «Белка с бельчатами собирают грибы», «Бобры плывут на бревне», «Лебеди плавают в пруду», «Бабочки порхают на поляне».
- Запишите одно предложение. Подчеркните буквы занятия синим или зеленым карандашом.
• Работа по карточкам (дополнительное задание для учащихся I-II группы).
- Вставьте пропущенные буквы б или п.
III. Подведение итогов
- Путешествие наше закончилось. Вы преодолели все препятствия и добрались до нужного места. Разместите буквы в нашем городе Буквоград. Какие звуки они обозначают?