Главатских Маргарита
Ознакомление дошкольников с национально-культурным наследием других стран в рамках программы поликультурного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с национально-культурным наследием других стран в рамках программы поликультурного образования.
Из опыта реализации программы по поликультурному образованию дошкольников «Диалог культур»
в ГБДОУ № 51 Кировского района Санкт-Петербурга.
Реализация программы «Диалог культур» в нашем ДОУ осуществляется в сочетании с образовательной программой детского сада. Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования, насыщение поликультурной деятельностью режимных моментов.
Темочки:
Следует отметить, что целенаправленное введение материала по поликультурному образованию в образовательный процесс детского сада значительно расширяет кругозор детей, обогащает их представления об окружающем мире, о людях разной культуры. Содержание программы способствует формированию у детей интереса к другой культуре, их традициям, обычаям, а также оказывает большое влияние на формирование основ толерантности и воспитания патриотизма и гражданственности.
Реализация программы способствовала внедрению мультимедийных информационных технологий в обучении, а именно сбору мультимедийного материала для показа детям: электронных презентаций.
Предложенный примерный тематический план образовательной деятельности был удобен для организации работы воспитателя. У воспитателей не было необходимости что-то самим придумывать, когда есть основа легче от нее оттолкнуться.
Многообразие рекомендуемых форм работы с детьми способствовало раскрытию творческого потенциала воспитателей, поиску способов моделирования, преобразования, исходя из имеющихся условий и возможностей детей. Появились проектные идеи на основе предложенных программой тем.
Значительно обогатилось содержание работы воспитателя детского сада по физической культуре. Так, например, олимпийская тематика, знакомство детей с олимпийскими видами спорта очень успешно реализуется через такие формы, как спортивный праздник, развлечение, досуг. Дети закрепили знания о подвижных играх народов разных стран. На наш взгляд, опыт показал, что в работе с детьми можно интересно представить отличия в игровой культуре народов мира, рассказать об истории их происхождения. Практика показала, что эффективно можно использовать спортивные соревнования, игры с элементами спорта. Непосредственно в процессе включения в игры у детей формируются представления о стране, о традициях, культуре.
В процессе работы по программе «Диалог культур» воспитатели пришли к выводу, что ее содержание хорошо реализуется через те формы, которые являются традиционными для нашего детского сада. Например, такая форма как Медиа-клуб способствовала тому, что дети посещали виртуальные музеи и знакомились с достопримечательностями, произведениями искусства народов разных стран, к которым специально подбирались мультфильмы для просмотра детей.
Опыт работы показал эффективность проведения такой формы как итоговое мероприятие «Фестиваль дружбы народов», где активное участие и творчество демонстрируют дети, родители и педагоги.
Мы предлагаем конспекты, которые были разработаны в процессе работы над содержанием поликультурного образования дошкольников. В целом, следует отметить, что содержание программы «Диалог культур» охватывает все направления развития и образования детей, доступно для восприятия детей, обогащает и наполняет содержание образовательной деятельности детского сада. Начинаем свою работу с воспитания любви к Родине.
Экскурсия по России
Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие по нашей матушке России. Цель нашего путешествия, узнать как можно больше о нашей родине России. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей). Для начала нам предстоит выбрать транспорт, на котором мы сможем совершить нашу экскурсию. Посмотрите, какие забавные автобусы есть во Флориде, а в Таиланде и Мексике ездят на таких велорикшах.
(показ слайдов с картинками на которых изображены различные виды транспорта, популярные в разных странах).
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России.
(дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия безопасности).
Ребята, поезда в разных странах тоже бывают разными (показ слайдов, где изображены поезда во Франции, электрички в Германии, Японии, Англии и Бразилии). Я предлагаю по ходу нашего путешествия, нарисовать портрет России и посмотреть – что же у нас получится. Мы возьмем с собой карту России, и будет заносить на ней пометки. Итак, вагоны у нас уже готовы, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути.
(машинист и пассажиры занимают свои места).
Музыкальный руководитель: Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист.
(включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес)
Вот мы и отправились с вами в дальний путь, давайте помашем рукой нашему детскому саду, нашему городу.
(стук колес затихает, первая остановка).
Скажите, а что вы представляете, когда слышите слово Россия? (Москва, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины.
Что же нас встречает на нашей первой остановке, поможет узнать песня: «Во поле береза стояла». Действительно, береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. А вот во Франции символом считается ветка дуба и оливы, а в Бразилии символ ветка кофе и табака есть даже на гербе страны (показ слайда). В России вокруг березы водили хороводы. Круговые танцы есть и у других народов, так, например, у бурят - ЕХОР, у греков – СИРТАКИ. Наши девочки сейчас покажут как это было в России.
«Хоровод с платочками»
С платочками не только танцевали, но и играли
Игра: «Гори, гори ясно»
Музыкальный руководитель: Ребята, поиграли, нам пора отправляться в путь, садимся по местам. Давайте сделаем зарисовки. На этой остановке нам встретился символ России – березка, (на карту помещается изображение берёзы).
«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес.
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Например в Шотландии - волынка, бонго на Кубе, а в Ирландии арфа (она изображена на флаге и гербе). У русских - это, какие инструменты? Отгадайте загадки.
Ящик на коленях скачет -
То поет, то горько плачет (гармонь)
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)
(На карту помещаются балалайка и гармонь).
Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
А сейчас ребята, в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная песня «Светит месяц». Разделимся на две группы - одна группа (левая половина) во время слушания будет играть на воображаемой гармошке, а вторая на балалайке. Слушание (с клипом)
На каких народных инструментах играем мы с вами?
Дети: на ложках
Песня «ложки хохломские»
Музыкальный руководитель: Отправляемся на следующую станцию. В каждой стране есть своя национальная игрушка – В Италии Пульчинелла, в Чехии – крот из мультфильма (показ слайдов) Дети, а вы знаете нашу национальную русскую игрушку? Да, конечно, вы слышали, что одним из символов России является русская матрёшка.
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Поют матрёшки в хоре.
Живут, не зная горя
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
Мы весёлые сестрицы,
Мы матрёшки – озорницы.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы плясать.
Дети исполняют песню «Матрёшки»
Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? (Ответы детей). В рассказе писателя С. Романовского для детей написано об этом. Послушайте, пожалуйста.
“…Есть у слова “Русь” еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!
– На русь! – ахнул я.
– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
– Анна Ивановна, а что такое – русь?
– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”
А теперь обратите внимание на нашу карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь – это страна света. Через музыкальные образы природы, традиций Родины мы составили музыкальный портрет России. Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. Наш город – наша малая Родина – это часть России.
Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Дети исполняют песню «Моя Россия» Г. А. Струве. (слова Н. Соловьевой)
Конспект занятия «Я и другие»
Задачи:
1. Формировать представление о людях разных национальностей.
2. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
3. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и традициям.
Предварительная работа: Индивидуальная работа с детьми и родителями в подборе и разучивании стихотворений, песен. Чтение книги “Мальчики и девочки мира” Нуриа Рока (серия “Для малышей и взрослых”). Беседа “Жизнь людей на нашей планете”. Рассматривание иллюстраций “Кухня народов мира”, “Народы России и ближнего зарубежья”, “Народы мира”.
Материал и оборудование: Мультимедийная установка, картинки, плакаты на тему “Толерантность”, аудиозаписи песен “Здравствуй, Родина моя!” музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибреева, мелодии: “Итальянская полька”, музыка С. Рахманинова; “Норвежский танец” автор Э. Грич; “Немецкий танец” музыка Л. Бетховена; “Старинная французская песенка” П. Чайковский; “Русская народная плясовая”.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение “Это наша Родина” (Л. Некрасова).
Встанем утром рано,
Выглянем в окно
Смотрит с неба солнце,
Светит нам оно.
Все, что ясным утром
Видно из окна
Это наша Родина,
Родная сторона.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о дружбе и взаимопонимании людей разных национальностей. Земля – это общий дом для всех народов. На Земле очень много различных стран. А вы, ребята, какие страны знаете? ( Ответы детей: Россия, Болгария, Германия, Америка)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Кто где живёт”. Я называю страну, а вы называете народ, который там живёт.
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Китай – китайцы.
(На экране презентация. 1 слайд – лица людей разных национальностей). Послушайте, как звучит «Я» на разных языках: ай – англ., I, Ich – нем., Ja – польский, Je – француз., Kimi – японский.
Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди различных национальностей. Они различаются по цвету кожи, волос, разрезу глаз.
Проводится дидактическая игра «Подбери костюм» (2 слайд – Костюмы народов мира)
Воспитатель: Каждый народ имеет свои национальные костюмы, имеет свой родной язык. Россияне говорят на русском языке. Дети, помогайте мне.
Дети:
Французы на французском
Китайцы на китайском
Англичане на английском
Немцы на немецком
Болгары на болгарском.
(показ 3 слайда – Блюда)
Воспитатель: Любимые праздники и кушанье каждого народа по-своему интересные и очень многообразные. Мы пьём чай, который вырастили в Индии. Где придумали Кока-Колу и Гамбургер?
Дети: В Америке.
Воспитатель: Родина риса?
Дети: Китай
Воспитатель: Какие блюда русской национальной кухни вы знаете?
Дети: Пироги, блины, щи, мясо с грибами, каши, икра, мёд, кисель, студень.
Воспитатель. У каждого народа свои песни и танцы. Многие мелодии мира вам знакомы и очень нравятся. Давайте послушаем, а вы попытаетесь их узнаеть.
( Звучат отрывки из мелодий: “Итальянская полька”, С. Рахманинов; “Норвежский танец” автор Э. Григ; “Немецкий танец” Л. В. Бетховен; “Старинная французская песенка” П. И. Чайковский; “Русская народная плясовая”.
Динамическая пауза «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Воспитатель: Ребята назовите мне, пожалуйста, зарубежные сказки, то есть сказки других народов.
Дети: “Приключение Вини – Пуха и его друзей”, “Красная Шапочка”, “Кот в сапогах”, “Маугли”, “Буратино”.
Воспитатель: Молодцы! А теперь назовите русские народные сказки.
Дети: “Колобок”, “Царевна – лягушка”, “Маша и медведь”, “Иван-царевич и Серый волк” и т. д.
Дидактическая игра «Угадай сказку».
Воспитатель: Какие общие интересы у детей разных стран?
Дети: Смотрят мультфильмы, ходят в школу, детский сад, занимаются спортом, играют.
Воспитатель: Чего общего у всех этих детей?
Дети: Смеются, плачут, веселятся.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Проводится русская народная игра “Золотые ворота”.
Воспитатель: У всех детей есть мама, которая их родила, которая их любит и оберегает от всех бед. В Германии, например, отмечается праздник «День Матери и Отца» в мае. В этот день дарят мамам цветы, сувениры, подарки, самое главное – это внимание, устраивают семейный отдых на природе. Каждому ребёнку больно, когда ему причиняют боль, обидно, когда над ним смеются. Каждый ребёнок желает, чтобы его любили и уважали независимо от того, где и в какой стране он родился и живёт.
(4 слайд – Народы ближнего зарубежья)
Воспитатель: В России живут не только русские люди, но и люди других национальностей. Какие национальности вы знаете?
Дети: украинцы, белорусы, грузины, узбеки, татары, башкиры, чеченцы, мордва, чуваши.
Воспитатель: Я знаю, что вы всегда будете добры и внимательны, заботливы ко всем людям и к большим и маленьким, чёрненьким и рыженьким.
И в конце нашего занятия давайте возьмёмся крепко и дружно за руки и споём песню.
Дети танцуют хоровод “Дружат дети всей Земли”.
Совместная деятельность педагога с детьми по физической культуре в подготовительной группе
Игра-путешествие «Играют дети всей планеты»
Задачи:
1. Совершенствовать ведение баскетбольного мяча правой, левой рукой и забрасывать его в кольцо.
2. Упражнять детей в умении лазать по гимнастической стенке перекрестной координацией.
3. Приучать детей к здоровому образу жизни через Олимпийские игры.
4. Воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми об Олимпийских играх.
2. Знакомство с Олимпийским флагом и обозначение цвета в Олимпийских кольцах.
3. Рассматривание на глобусе расположение континентов.
Ход занятия
1. Построение в шеренгу.
Воспитатель: Все спортсмены нашей планеты готовятся к большому спортивному празднику и называется он
Дети: Олимпийские игры.
Воспитатель: Впервые наша страна проводит зимнюю Олимпиаду и будет она проходить в замечательном городе
Дети: Сочи, это очень красивый город и расположен он на берегу Черного моря.
Воспитатель: На Олимпийском флаге расположены пять сплетенных колец (обращает внимание на Олимпийский флаг расположенный на стене). Они обозначают дружбу между спортсменами всех континентов. А что еще они обозначают?
Дети: Красное кольцо – Америка
Зеленое кольцо – Австралия
Черное кольцо – Африка
Желтое кольцо – Азия
Синее кольцо – Европа
Воспитатель: Я предлагаю Вам совершить путешествие на эти континенты. На каких видах транспорта можно путешествовать.
Дети: На самолете, на поезде, на теплоходе.
Воспитатель: Начнем наше путешествие с Азии, и поедем мы на поезде. Отправляемся на вокзал.
- Ходьба в колонне, ходьба в колонне на носках - руки вверх, ходьба в колонне на пятках – руки за спину.
Воспитатель: А вот и наш поезд. Поехали.
- Бег в колонне по кругу, бег змейкой.
2. Воспитатель: В Азии дети любят петь, танцевать и выполнять упражнения под музыку с разными предметами.
- О. Р. У. с мячом (под музыку)
• 1упр. И. п. ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены вниз
1 руки за голову
2 руки вперед
• 2упр. И. п. широкая стойка, руки с мячом вперед.
1поворот туловища вправо
2 и. п.
3 поворот туловища влево
4 и. п.
• 3упр. И. п. ноги вместе, мяч в руках на уровне пояса
1 сгибаем правую ногу в колене и достаем мяч
2 и. п.
3 сгибаем левую ногу в колене и достаем мяч
4 и. п.
• 4упр. И. п. широкая стойка, руки с мячом опущены вниз
1 руки вверх
2 наклон к правой ноге
3руки вверх
4 наклон к левой ноге
• 5упр. Прыжки вверх на двух ногах
Перестроение в колонну по одному
Воспитатель: Мы летим в Америку на самолете…
- Бег по кругу – руки в стороны, бег в рассыпную.
Воспитатель:Американские дети любят играть в баскетбол, они готовы все свободное время проводить на спортивной площадке. Давайте поиграем вместе!
Дети работают в 2 команды
• Ведение мяча правой рукой и бросок по кольцу – 3раза
• Ведение мяча левой рукой и бросок по кольцу – 3 раза
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Теплоход дает гудок, он нас в плавание зовет. Отправляемся в Африку.
• Бег в колонне по одному, бег по диагонали, ходьба.
Воспитатель: В Африке растет много видов деревьев, дети с легкостью лазают по ним, собирая плоды. Они любят соревноваться, кто первый поднимется на вершину дерева. Давайте и мы посоревнуемся.
• Лазание по гимнастической стенке перекрестной координацией – 4раза
• Построение в колонну
Воспитатель: Впереди нас ждет Австралия. Поплывем мы на быстроходном лайнере
• Бег в колонне по одному, ходьба.
Воспитатель: Очень часто по утру
Куда-то скачут кенгуру
А в сумках много кенгурят
На животах у них сидят
Дети из Австралии прыгают на больших мячах, подражая кенгуру. И мы попрыгаем!
Все дети стоят с мячами на одной стороне зала. По сигналу прыгают на болах до конца площадки и возвращаются – 2раза
Воспитатель: А сейчас пора отправляться в путь, до Европы мы можем добраться только на самолете
• Построение в колонну.
• Бег – руки в стороны, по кругу.
• Приземлились. Ходьба.
Воспитател: В Европе много стран и одна из них Россия. Русские дети любят прыгать в классики
Эстафета: «Прыжки в классики»
- Дети делятся на две команды. Напротив каждой команда из обручей раскладывают классики. По сигналу дети поочередно бегут к обручам, прыгают в классики и возвращаются к команде. Выигрывает та команда, которая первой выполнила задание.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы побывали на пяти континентах, познакомились с детьми разных стран, узнали в какие игры они играют. Играйте в разные игры и пусть мир движений подарит вам Здоровье!
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 51 Главатских М. У.