Лучший педагог года

Дифференциация [л]-[в] в речи

Лаптева Марина
Дифференциация [л]-[в] в речи

Дифференциация звуков [л] – [в]

Частые ошибки на письме прослеживаются у детей не со стойким нарушением таких звуков Л-В. Материала по этой теме очень мало. Но при системной работе у детей данной категории наблюдается положительная динамика.

Замены и смешения звуков Л - В встречаются довольно часто в речи детей. Отсутствие в логопедической литературе практического материала по дифференциации данных звуков и способствовало выбору мной данной темы.

Публикация «Дифференциация [л]-[в] в речи» размещена в разделах

Предлагаемый материал направлен на закрепление в речи произнесения исправленного логопедом звука Л и дифференциации его со звуком В. Он также способствует совершенствованию навыков звуко-слогового аналиа и синтеза, формированию правильного сознательного чтения с переходом от слогового чтения к чтению целыми словами, предложениям, развитию словесно-логического мышления.

Дидактический материал

Предварительно знакомим ребенка с соответствующими буквами-символами: Л, В.

1. Дифференциация звуков в изолированном положении. Показываем ребенку буквы Л и В, он должен произносить соответствующие звуки. Проговорить правильный уклад артикуляционного аппарата.

2. Дифференциация звуков в слогах. Медленно называем слоги со звуками Л и В, ребенок должен показывать соответствующую букву и называть тот звук, который услышал: ЛА, ВО, ВУ, ЛО, ВА, ЛЫ, ВЫ, ЛУ:

Затем: РА, ШИ, ВА, СУ, ЛЫ, ВУ, ША, ЛУ:

Затем:

ЛА - ВА ВА - ЛА ЛА - ЛА - ВА

ЛО - ВО ВО - ЛО ЛО - ВО - ВО

ЛУ - ВУ ВУ - ЛУ ЛУ - ВУ - ЛУ

ЛЫ - ВЫ ВЫ - ЛЫ ВЫ - ВЫ - ЛЫ

3. Договаривание слога ЛА и проговаривание всего слова:

КУК, МА., ПИ., ИГ., ПАСТИ., ЧИТА:, СКАЗА:, ПЕ:, Е:

Договаривание слога ВА и проговаривание всего слова:

СО., ДРО:, ХАЛ:, ГОЛО:, СЛА:, ВО:, КОРО:, СЛО:

Подобрать слог ЛА или ВА, прочесть слово:

СМО:, ХАЛ:, СКА:, СО:, Ю:, ГОЛО:, ШКО:, ДРО:

4. Дифференциация звуков в словах. Называем слова, ребенок называет звук, присутствующий в слове:

а) в начале слова: ЛАК, ЛАПА, ЛОБ, ЛУК, ВЫПЬ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК, ЛЫЖИ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК;

б) в середине слова: ПОЛЫНЬ, РИСОВАНИЕ, ГОЛОС, СОВА, ГЛОБУС, КОРОВА, ДРОВА, ПАСТИЛА, РАЗГОВОР;

в) Ребенок придумывает слова, которые начинаются на Л, на В;

г) Ребенок повторяет слова, в которых есть оба дифференцируемых звука : ВАЛ, ХАЛВА, ГОЛОВА, ВОЛ, ЛАВАНДА, ВОЛШЕБНИК, САМОСВАЛ, ВОЛК, ЛАКОМСТВО, ВОЛОДЯ, СЛАВА, ВОЛНЫ, ВЫЛ;

д) слова, в которых один и тот же звук встречается дважды: ВОВА, ЛОЛА, СЛАЛОМ.

5. Дифференциация звуков в предложениях.

Волк увидел белку.

Володя голодный.

Володя ел халву.

У Вовы новый самосвал.

У Лолы лакомство.

Володя и Слава плывут на лодке.

Новая волна.

У Володи палка.

У Володи иголка.

У Володи булка.

У Володи вилка.

6. Дифференциация по картинкам.

а) Ребенок раскладывает картинки, в названиях которых есть звуки Л и В.

б) Ребенок выбирает из картинок те, в названии которых есть звук Л (среди картинок должны быть такие, в названиях которых есть звук В). Затем выбрать те картинки, в названиях которых есть звук В.

6. Дополнительный материал.

Как пилила та пила

Саду нашему дрова.

Наскочила на сучок,

Поломала свой зубок.

И не пилит та пила

Саду нашему дрова.

Ах, как жалко, нет пилы -

Ведь дрова нам так нужны!

Мастер, почини пилу,

Что валяется в углу.

Вашу, деточки, пилу

Я сейчас же починю.

И по-прежнему пила

Будет вам пилить дрова.

7. Повтори предложения.

Влада купила плавленый сыр и вологодское масло.

Володя опаздывал на вокзал.

Слава спустился в подвал.

Волчица выводила волчат из логова.

Лодка плавно плыла по волнам.

У Павла светлые волосы.

Игра «Я начну, а ты продолжи».

(Взрослый произносит местоимения, а ребенок продолжает предложение.)

Я гладила салатовую водолазку (ты, он, она, мы, вы, они).

Я позвал Павла (ты, он, она, мы, вы, они).

Я ловил плотву (ты, он, она, мы, вы, они).

8. Составь предложения по опорным словам.

Иволга, ветка.

Акула, плавник.

Логово, волчата.

Владик, самосвал.

Лес, волнушки.

Игра «Исправь ошибки».

Алла поливал тюльпаны.

Волгу обогнали самосвал.

За волчицей бежали пять волчонок.

Лада нашла в лесу много волнушка.

Найди лишнее слово в предложении.

С моря дул камни ласковый ветер.

Павел долго корзина плавал.

Влада наливала половником сумка компот.

Володе купили платье новый самосвал.

Дифференциация звуков [л] — [в] в чистоговорках

Произнеси чистоговорки.

Авла — авла — авла — я была у Павла.

Ва — ла — ва — сладкая халва.

Ло — во — ло — Володя взял весло.

Лы – вы — лы — вымыл я полы.

By — лу — ву — выловил плотву.

Вок – лок — вок — белый поплавок.

Лук — вук — лук — Клава мыла лук.

Произнеси чистоговорку и дай правильный ответ: так бывает илй нет?

Вы – лы — вы — есть лосята у совы.

Лы — вы — лы — моем светлые полы.

Ла — ва — ла — заболела голова.

By — лу — ву — я поймал в реке сову.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию. Тема: Звук и буква [Ц].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация [л]-[в] в речи
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 10:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД