Алла Мальгина
Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большими темпами растёт количество детей со стёртой формой дизартрии. Диагностические ошибки при обследовании детей ведут к тому, что ребёнок с дизартрией остаётся без лечения, не применяются необходимые виды работы, что ведёт к недостаточному результату.
В помощь молодым специалистам предлагаю критерии диагностики дислалии и стёртой формы дизартрии.
Анамнез.
Публикация «Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии» размещена в разделах
Дислалия: в целом благоприятный, статодинамические функции формировались вовремя (держание головы, сел, пошёл и т. п.); речевой анамнез тоже благоприятный (гуление, лепет и т. д., но к 5 годам не сформировались звуки речи.
Стёртая форма дизартрии: отягощённый, хотя бы небольшое, но было отклонение (недоношенность, токсикоз, заболевание почек у матери во время беременности и т. д., внутриутробное развитие шло в неблагоприятных условиях). Небольшое запаздывание в развитии статодинамических функций и развитии речи.
Характеристика раннего развития.
Дислалия: нет проблем вскармливания, режим дня осваивает успешно.
Стёртая форма дизартрии: вскармливание нарушено, м. б. отказ от грудного вскармливания, кормление требует много времени, молоко подтекает, часто захлёбывается, срыгивание фонтаном (из-за неплотного смыкания губ воздух попадает в пищевод). С трудом привыкает к режиму кормления и сна, тяжело засыпает вечером, часто просыпается, крикливый.
Состояние моторики.
Дислалия: все моторные функции формируются своевременно, качественно.
Стёртая форма дизартрии: формирование двигательной сферы запаздывает. При внешней активности и подвижности – движения неловкие, неуклюжие; недостаточная координация, плохо запоминаются новые двигательные программы. Ребёнок долго не может научиться держать ложку, карандаш, выполнять движения по самообслуживании.
Психический статус.
Дислалия: отклонений нет. Но всё зависит от семейного воспитания.
Стёртая форма дизартрии: в результате церебрастенического синдрома - непереносимость дискомфорта, повышенная утомляемость, снижение памяти, внимания; замедляется скорость психических процессов. Дети могут быть расторможенными и заторможенными. При работе необходимо учитывать психический статус ребёнка.
Речь.
Дислалия: м. б. ФНР, ФФНР, Фонемат. НР.
Стёртая форма дизартрии: ФНР, ФФНР, ОНР. Не бывает фонематического НР, т. к. первично недоразвит артикуляционный аппарат из-за органического поражения ЦНС. Неровно звучащий голос, шумное, поверхностное дыхание, невыразительная интонация. Несколько замедленный темп речи.
Особенности артикуляционной моторики.
Дислалия: без особенностей. Артикуляционные упражнения получаются не всегда, но при повторах качество улучшается.
Стёртая форма дизартрии: двигательные навыки сформированы недостаточно. Есть движения, которые ребёнок не может выполнить или выполняет в неполном объёме. Во время выполнения позы могут наблюдаться изменение мышечного тонуса, лёгкие гиперкинезы, синкинезии, отклонение языка в сторону поражения. Эти особенности могут обнаружиться не сразу, а после повторений и удержания позы. При повторении качество ухудшается. При удержании позы – саливация. У ребёнка часто приоткрыт рот.
Качественная диагностика необходима для определения направлений коррекционной работы.
Коррекционная работа.
Дислалия: от 3-х до 6 месяцев; не нужен комплексный подход; необходимы основные этапы: специальная артикуляционная гимнастика для данного звука, постановка, автоматизация, дифференциация.
Стёртая форма дизартрии: от 6 месяцев до года и более; комплексное воздействие; основным этапам должна предшествовать большая предварительная работа, которая определяется патологическим симптомом.
Строить коррекционную работу необходимо не по общему набору работы с дизартрией, а выбирать разделы, нужные для конкретного ребёнка.
Наибольшую трудность представляет этап автоматизации. Работа над звуком считается завершённой тогда, когда ребёнок безошибочно использует звук в спонтанной связной речи. Если автоматизация не завершена, через какое-то время дефектный звук вернётся.