Елена Голдеева
Доклад: «Использование массажа для развития иннервации речевой мускулатуры при стёртой форме дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко в логопедические группы попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлением сложной дислалии, отягощённой фонематическим недоразвитием. Однако боковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную позу продолжительное время, нижняя артикуляция многих верхних звуков должны насторожить учителя – логопеда и заставить провести особо тщательное обследование подвижности речевых органов, а также качество движений языка, их точность и силу.
Публикация «Доклад: „Использование массажа для развития иннервации речевой мускулатуры при стёртой форме дизартрии“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Для этой цели необходимо тщательно изучить положение и поведение языка в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постоянно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.
Если предложить ребёнку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперёд, становится длинным, узким, прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка, одной его половины или только кончика.
Качество движений языка легко проверить, предложив ребё нку многократно выполнить следующее упражнение: поднять язык вверх, затем вытянуть вперёд, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому.
При этом легко обнаружить неточность и недостаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка, постоянно подвижного, как бы не находящего нужного положения.
Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребёнку 1 – 2 минуты показать, как кошка лакает молоко, т. е. попросить его производить быстрые движения языка вперёд. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Если после таких упражнений попросить ребёнка высунуть язык вперёд, то язык заметно отклонится в сторону и не сможет находится в спокойном состоянии. Всё это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.
Если ребёнок называет изображённые на картинках предметы и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана, или после многократного повторения слов наступает заметное утомление, артикуляция становится замедленной, неполной, или для многих звуков характерно боковое произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стёртой форме псевдобульбарной дизартрии.
Бывает и так, что при первичном обследовании учитель – логопед не заметил у ребёнка стёртой формы псевдобульбарной дизартрии и принял её за сложную дислалию. Но, приступив к коррекционной работе, обнаружил, что ребёнок заметно отличается от остальных особой трудностью преодоления недостатков звукопроизношения. В таком случае необходимо снова провести логопедическое обследование ребёнка, особо обратив внимание на только что перечисленные признаки.
Важное значение при диагностике дизартрии имеет сбор анамнестических данных (оценка по заключению специалистов).
Выясняется следующее:
- наличие наследственной отягощённости;
- которая по счёту беременность;
- протекание беременности I и II половины;
- крик ребёнка, вес, рост, дата выписки из родильного дома;
- особенности раннего постнатального развития;
- вскармливание;
- раннее психомоторное развитие (когда стал держать голову, самостоятельно сидеть, ходить, первые зубы);
- речевое развитие (время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, речевая среда);
- перенесённые заболевания в раннем возрасте – до и после 1 года (соматические, инфекционные, ушибы, травмы головного мозга, судороги при высокой температуре).
Дизартрия – это нарушение просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наиболее часто в детском возрасте встречается псевдобульбарная дизартрия. Она является следствием перенесённого в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.
В результате псевдобульбарного паралича у ребёнка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо ест (сосёт, попёрхивается, захлёбывается, плохо глотает. (Выясняется из беседы с матерью). Изо рта течёт слюна, нарушена мускулатура лица.
Условно выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии : лёгкую, среднюю, тяжёлую.
Вся работа учителя – логопеда с дизартриком проводится на фоне физиологического массажа. Иначе успеха не будет.
Задачи:
- развитие подвижности речевого аппарата для последующей постановки звуков;
- развитие иннервации речевой мускулатуры и преодоление амимичности лица;
- развитие восприятия ритма, речевого дыхания и голоса, фонематического восприятия.
I. Прежде всего проводится расслабляющий массаж лицевой мускулатуры. (Объяснение и показ).
1. Чисто вымытыми пальцами, смазанными кремом (детским или специально для массажа) проводим лёгкие поглаживающие движения лба от середины к вискам (концами 3 – 4 пальцев).
2. От бровей к волосистой части головы (стоя сзади).
3. Ото лба через щёчки и шею.
4. Поглаживание носа концами 2 – 3 пальцев от кончика к переносице.
5. Поглаживание щё чной области концами 2 и 3 пальцев:
а) от спинки носа к височным областям;
б) от средней линии верхней губы к уху;
в) от средней линии подбородка к мочкам ушей.
6. Лёгкие похлопывающие движения, слабый «пальцевой душ» (По тем же линиям концами 2 и 4 пальцев).
Такой поверхностный массаж расслабляет мышцы. Они становятся работоспособными.
II. Массаж губ.
1. От середины к углам.
2. Указательным пальцем от середины вверх губы, собрать её к центру в складки.
3. То же с нижней губой.
4. С обеими губами.
5. Указательные пальцы так же, но идут вертикально, обнажая дёсна.
6. Круговые поглаживания углов рта.
7. Указательными пальцами растягивать губы за уголки и снова сжимать.
8. «Пальцевой душ».
Если тонус мышц понижен, то проводится укрепляющий массаж губ :
1) пощипывание, «щипки» пальцами (1 и 2);
2) вибрационный массаж (надавить – отпустить);
3) активно сближать губы туда и обратно;
4) глубокое разминание мышц.
Постепенно надо переходить к пассивно – активным движениям. Наряду с механической помощью ребёнок сам начинает производить движения, т. к. иннервация возбуждается.
Ребё нку можно дать леденцы:
1) подержать их губами;
2) захватывать губами (можно использовать полиэтиленовые трубочки);
3) пить жидкость через соломинку;
4) набирать тёплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.
III. Упражнения для языка.
В случае сильных парезов сначала целесообразно использовать рефлекторные движения:
1) поднести ко рту конфетку – язык непроизвольно идёт вперёд;
2) на кончик языка капнуть варенье – язык убирается внутрь;
3) конфетку перемещать вправо, влево – язык тоже перемещается.
Чтобы язык поднимался вверх, тоже использовать каплю варенья.
Мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти:
1) чтобы расслабить язык, надо открыть рот, т. е. открывать нижнюю челюсть;
2) похлопывание языка шпателем по спинке: от корня к кончику;
3) лёгкие поглаживания языка (по бокам) от корня к кончику;
4) поверхностный массаж языка круговыми движениями от корня к кончику.
Принято это делать так:
если тонус мышц языка повышен, то надо делать круговые движения против часовой стрелки;
если тонус мышц языка понижен, то круговые движения делаются по часовой стрелке.
5) для массажа используется новая зубная щётка - покалывание для активизации мышц. Можно захватывать мышцы пинцетом;
6) иглорефлексотерапия;
7) специальное физиотерапевтическое лечение;
8) аутотренинг;
9) пассивная гимнастика для языка:
а) через марлечку пальцами захватить язык ребёнка и спокойно водить его вправо – влево;
б) вперёд – назад;
в) вверх – вниз.
При гипотонии (понижение тонуса мышц) :
а) сильное разминание языка;
б) рисование лимонным соком, йодом сеточки на языке;
10) активный массаж языка :
а) покусывание самим ребёнком языка зубами;
б) «Катушка»;
в) «Болтушка».
IV. Массаж мягкого нёба.
Он делается натощак или через 2 часа после еды. Очень важна дозировка. Начинать с 10 движений подряд, постепенно доводить до 30.
1. По мягкому нёбу спереди назад.
2. По нёбным дужкам от себя (поглаживание, надавливание).
Массируется мягкое нёбо ладонной стороной большого или указательного пальца.
По мере того как пассивные движения делаются менее затруднёнными, можно уменьшать механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения.
В этот период надо начинать устранение слюнотечения. Предложить ребёнку производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.