Юлия
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией.
Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонента ревой функциональной системы и возникающая вследствие микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина). В речевом плане у детей со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы: нарушения звукопроизношения : смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звука. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появ-ляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен, речь ребенка монотонна, голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса.
Публикация «Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией» размещена в разделах
Ряд авторов (Е. Ф. Архипова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина и др., изучающих стертую дизартрию, обнаруживают у детей проявления системных нарушений, прежде всего нарушения лексико-грамматического строя речи. Нарушение грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной недостаточности формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
Нечеткость слухового и кинестетического образа слова у детей со стертой дизартрией (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Показательными симптомами морфологических нарушений являются неверные согласования в роде и числе, достаточно стойкие нарушения парадигмы склонения и спряжения. Нарушения морфологической системы языка у детей со стертой дизартрией выражаются и в существенных трудностях словообразования, проявляющихся в наличии большого количества ненормативных словообразований, несформированности системы даже продуктивных словообразовательных моделей (наличии окказиональных словообразований производных слов даже с продуктивными суффиксами, наличии вариативных замен аффиксов, различающихся по значению. Такие нарушения обусловлены различными факторами и их сочетаниями: несформированностью или нарушением систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем (Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Грамматические формы словообразования у детей со стертой дизартрией, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения словообразованием проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической системы языка, семантических и формально – языковых компонентов, в отношении общей картины речевого развития.
По данным Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф., аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны, прежде всего, с нарушением двигательной дифференциации фонем. Так, например, нарушение дифференциации [ы]- [и], твердых и мягких согласных, сонорных звуков [ль]-[й] обусловливает соответствующие изменения во флексиях (у белкы, с собаколь).
Если говорить о нарушении грамматического строя речи в целом (а словообразование является одним из важнейших разделов грамматического строя, то можно сказать, что анализ речи детей с дизартрией, проведенный Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В., обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения, непосредственно, словообразования при стертой дизартрии обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы, и их объединение в определенные синтагматические структуры.
У детей с дизартрией наблюдаются нарушения, как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи. Нарушение формирования словообразования у детей данной категории приводит к большому числу морфологических аграмматизмов, заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
В процессе словообразования у детей с дизартрией недостаточно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процесса словообразования дошкольников со стертой дизартрией характерна языковая асимметрия, т. е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У дошкольников с дизартрией наблюдается большое количество смешений морфем, т. е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с дизартрией обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. При дизартрии морфологическое членение слов, или накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов, чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. По данным авторов, явление употребления слов в нерасчлененном виде на морфологические элементы имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Дети с дизартрией иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» образования слов, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным; и в 5 и в 7 и в более поздний период.
Наиболее полно нарушение процессов словообразования проявляется при образовании различных частей речи, например, существительных. При словообразовании имен существительных у детей с речевыми нарушениями заметно употребление лишь некоторых уменьшительно – ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им (придают эмоциональную окраску, но при этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей: (дерево – деревце). Суффиксы для обозначения предметов по действию и качеству встречаются очень редко. Можно отметить неудачные попытки образования правильных названий детенышей животных. Особенно тяжело даются те преобразования, которые требуют смены основы: чаще дети с нарушением речи образуют только самые употребляемые, более сложные вызывают у детей затруднение. Чередование в основе суффиксов также является препятствием для успешного формирования процесса словообразования : «медведь – медведенок (медвежонок)» и особенно часто данное явление в силу нарушения звукопроизношения встречается у детей с дизартрией.
Характерно, что в этих нечастых случаях словообразования проявляется самый простой и доступный способ образования существительных – суффиксация, так как использование сразу двух и более аффиксов для детей с недоразвитием речи невозможно из-за сложной конструкции. Дети не могут сразу и верно сделать морфологическое обобщение и уловить всех значений, привносимых в слово с каждым новым аффиксом. Детям с нарушением речи приходится образовывать каждое производное слово, заново, по новой словообразовательной модели, что и обуславливает большое количество ошибок при словообразовании.
Таким образом, нарушение словообразования у детей с мешает их дальнейшему речевому развитию, обуславливают трудности в освоении родного языка, системное нарушение устной речи, обеднение словарного запаса, а в школе и нарушение письменной речи.
Список литературы
1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей : учебное пособие для студентов вузов. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
2. Винокур О. Г. Заметки по русскому словообразованию. // Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.- С. 419 – 442.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи М., Детство-пресс, 2007. – 472с.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб. : Союз, 2001. – 222с.
5. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994. –124с
6. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974. №4. –С. 45-53.
7. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 2009. -206 с.
8. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку // Леонтьев А. А. - М., 1976. -С. 142-165
9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М. : Наука, 1990. - 167с.