Светлана Ивановна Колесникова
Дидактическое пособие по развитию речи «Книжка-говорушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша «Книжка - Говорушка" чудеса творит:
Познавательную и речевую активность ребёнка повышает,
Мир грамматически правильной речи открывает,
Словарный запас обогащает!
Одной из приоритетных задач в соответствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) для старшего дошкольного возраста, является подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Книжка-говорушка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть.
Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Для более успешного преодоления у воспитанников проблем развития диалогической речи мы решили создать пособие «Книжка -Говорушка», которое способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка и помогает организовать совместную творческую речевую деятельность, основанную на игре.
Данное пособие состоит из игр и игровых упражнений, каждая из которых имеет свою цель. Пособие состоит из четырех страниц. Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Каждая страница рассматривается как отдельное задание. Воспитатель вместе с детьми рассматривает разворот книги, задает детям вопросы, вызывающие детей на диалог, на комментирование происходящего.
Цель: формировать у детей навыки речевого общения посредством диалогической речи.
Задачи:
1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения.
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами : сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы; побуждать партнера к общению в совместной деятельности, действию.
3. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
4. Формировать умение планировать свое высказывание и совершенствовать грамматический строй речи.
5. Развивать и обогащать словарь детей.
6. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
7. Воспитывать у детей жизнерадостное мироощущение и активность.
Методическое сопровождение работы с пособием
Дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.
Играть можно парами, небольшими подгруппами или использовать данное пособие для выступлений перед группой детей. Пособие можно использовать не только на занятия и для совместной деятельности воспитателя с детьми, но и для самостоятельной деятельности детей. Несомненным достоинством пособия является то, что оно создает благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям и друг к другу.
Пособие расположено в речевом уголке. Доступ к пособию не ограничен, время участия регулируется исключительно интересом детей.
Дидактическое пособие включает в себя :
- настольную ширму с отверстиями для рук, оформленную в виде книги.
-страницы с разными фонами ("времена года")
- персонажи для разыгрывания диалогов (пальчиковый, варежковый театры, игрушки)
Этапы работы:
1 этап: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.
2 этап: заимствование готовых диалогических реплик.
3 этап: закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них.
4 этап: составление диалогов из личного опыта.
5 этап: использование игр, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик.
К играм, возможно, дополнительно использовать раздаточный материал – схемы предлогов пространственного значения, работать над распространением составленных предложений.
Рекомендуется для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности.
Предлагаем следующие игры:
«Составь предложение» («Озвучь картинку»)
Цель: формирование умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов, используя предлоги пространственного значения с опорой на наглядный материал или действие.
Описание
Открываем книгу с временем года «Зима» Воспитатель спрашивает детей о том, что здесь изображено и предлагает составить предложение, ответив на вопрос: «Какое время года? Какие вы видите признаки зимы? и т. д.» Далее можно проводить работу над распространением предложения: что делает ежик зимой. За какой дуб спрятался мальчик? и т. д.
Примечание. В игре можно использовать схемы предлогов пространственного значения.
«Театральная разминка»
Описание
Раз, два, три, четыре, пять – Вы хотите поиграть? Сказки любите читать? Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
( Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.).
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика).
Что такое мимика друзья? (Выражение нашего лица).
Верно, ну, а жесты? (Это движения).
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать. (Преподаватель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, испуг и т. д.)
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду. (Преподаватель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «до свидания», «тихо», «здравствуйте», «нельзя», «я думаю», «понял», «нет», «да»).
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в сказке показанной детьми в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ
(ухо, нос, хвост)
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает с помощью куклы на ширме, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб:
— Грабь граблями гравий, краб!
«Что лишнее»
Цель: развитие умения обобщать, мышления, внимания, речи-доказательства.
Описание
Воспитатель сообщает детям: «Перед вами 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? Проверка правильного ответа – исчезновение лишней картинки. Можно спросить детей: «Какую подходящую картинку можно вставить?»
«Скажи наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов, прилагательных (признак предмета- какой) обогащение словаря.
Описание
Воспитатель говорит детям, ребята мы попали в зеркальное отражение, где все происходит наоборот. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Далее воспитатель играет с детьми в игру «Скажи наоборот» : В отверстие книги появляются разные животные, например лягушка (зеленая, кошка (пушистая). Воспитатель спрашивает: «Кто это?», если необходимо задаё т уточняющий вопрос: Какая лягушка? Какая кошка? Далее предлагает сказать наоборот, в прорези появляется подтверждающий правильный ответ. Если дети затрудняются в подборе антонима, воспитатель показывает.
«Умники»
Цель: упражнение в согласовании числительных с существительными.
Описание
Воспитатель, описывая игровую ситуацию, предлагает детям посчитать различные предметы и объекты природы.
1. Ребята, посмотрите сколько цветов вокруг, давайте соберём их в корзину, считая.
2. Ребята, посмотрите где мы с вами оказались (лес). Как называется лес, в котором растут сосны. Давайте посчитаем сосны в сосновом бору.
3. Воспитатель читает стихотворение:
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Дети, а сколько листиков, посчитайте?
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел.
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Звонкий день
(на мотив «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик - внук
Взяли балалайки….
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Игра «Давайте хохотать»
Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.
Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т. д.).
Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.