Марина Марченко
Дидактическое пособие по развитию и коррекции речи детей «Веселый паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Слайд №2 Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее.
Дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию и коррекции речи детей „Веселый паровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В своей работе с детьми я испытываю трудности в нехватке разнообразных дидактических и игровых пособий на разную тематику, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда я решила придумывать, как и чем разнообразить занятия в группе и в домашних условиях, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату.
Очень важно так же не перегрузить ребенка многообразием игр и пособий. Так как внимание дошкольников непроизвольное, и дети часто отвлекаются. Изготавливая пособие, я продумала его на предмет многофункциональности, чтобы при работе ребенок привык к нему, но не потерял интерес к работе с ним.
В последнее время выпускается все больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Многие из нас самостоятельно изготавливают дидактические пособия, используя доступный материал и фантазию.
Слайд №3 Одним из моих пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Веселый паровозик». Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, учителями - логопедами, воспитателями, а также родителями детей.
Слайд № 4 Цель: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда, воспитателя и родителей на конкретном занятии с ребенком, либо закреплении пройденного материала.
Слайд № 5 Задачи:
1. Развитие навыков связной речи.
2. Обогащение словаря.
3. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, профилактики дисграфии.
Слайд №6 Технология изготовления.
Поезд закреплен подставками, что экономит пространство кабинета, группы и дома и позволяет пользоваться им в любой момент. Изготовлен поезд из пластика. Вагончики сделаны из скоросшивателей разных цветов. Они имеют карманчики для картинок. На крышах вагончиков изображены слоговые схемы, в виде окошечек. Наверху каждого вагончика помещается разноцветная гусеница (схема звукобуквенного анализа слов, а также схема ударений.
Для работы с данным потребуются яркие картинки на различные тематики. (овощи, фрукты, животные, птицы, деревья, игрушки, посуда, предметы мебели, деревья, грибы, рыбы, транспорт, насекомые, и тд). При проведении игр можно использовать один вагончик, можно два, а можно и все.
Слайд №7 Методическая ценность.
Учебно-игровое пособие представляет с одной стороны наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Это не просто украшение уголка, а учебный эффективный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте.
Слайд №8 Возможности использования.
Использование данного учебно-игрового пособия помогает детям с речевой патологией в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты, делает его интересным и увлекательным. Разнообразие и вариативность дидактического материала, позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей. Использование игровых приёмов помогает делать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным. Особенно детям с речевой патологией,для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем рекомендован этот коррекционный материал с использованием упражнений в занимательной, игровой форме.
Слайд №9 Область применения.
Учебно-игровое пособие «Веселый паровозик» можно применять для коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, на этапах обучения грамоте (фронтальные, подгрупповые индивидуальные занятия, а также на коррекционном часе воспитателя, и в домашних условиях родителям детей при закреплении пройденного материала)
Возраст детей : старший дошкольный возраст.
Слайд №10 Варианты игр для детей старшего дошкольного возраста.
Слайд №11 Веселая семейка.
Цель: учить детей классифицировать предметы.
Картинный материал: картинки с животными, насекомыми, цветами, птицами, овощами и т. д.
Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам так, чтобы в одном вагоне находились картинки из одной «семейки», во втором – из другой, в третьем – из третьей, а в четвертом –из четвертой.
Слайд №12 Найди братцев (в игре используется два вагончика)
Цель: Учить детей дифференцировать звуки.
Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: на крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки Детям нужно найти братцев среди картинок, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий вагончик (например, в одном вагончике братцы, в названии которых есть звук [с], а в другом – звук [с’].
Слайд №13 Найди место звука в слове.
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т. д.
Слайд №14 Проводник.
Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.
Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.
Ход игры: На крыше вагончика находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Для этого нужно сосчитать количество слогов в слове и разместить картинки в соответствующие вагоны.
Слайд №15 Подбери картинки к схеме.
Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Картинный материал: картинки к схемам.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены гусеницы (например, схема на первом вагончике из трех кружочков, закрашенных в синий, красный, зеленый цвет; во втором вагончике схема из трех кружочков – синий, красный, синий; в третьем вагончике схема из четырех кружочков – синий, красный, синий, красный). Детям предлагается определить пассажиров, которые поедут в каждом вагончике.
Ударный вагончик.
Цель: Учить детей определять ударный звук при произнесении слова.
Ход игры: На крышах вагончиков находятся схемы слов с выделенным ударением на первом, втором, третьем и четвертом слоге. Взрослый просит детей определить, на какой слог падает ударение, и в соответствие с этим, разместить пассажиров в вагоны.
Составь слово.
Цель: Учить определять первый звук в слове по представлению.
Ход игры: Взрослый заранее размещает в вагончиках картинки, из первых звуков которых можно составить слово. Дети должны отгадать пассажира вагончика, определив первые звуки в названиях картинок (Например, в первом вагончике находятся картинки: душ, осы, мыло. Значит, вагончик перевозит дом и т. д.).
Слайд №16 Пассажиры.
Цель: автоматизация отрабатываемого звука.
Ход игры: Взрослый заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.
Слайд №17 Данный перечень игр, которые можно использовать в логопедической работе. Пособие «Веселый паровозик» может заинтересовать не только молодых специалистов, но и логопедов со стажем, воспитателей, а также родителей.